Эту тему можно ставить в том случае, если между учащимися к концу года сложились добрые отношения - дружественность станет в таком случае фоном для очень серьезного разговора. Здесь каждый максимально проявит свою субъектность, но, в то же время, и разовьет её, слушая других и высказываясь сам.
Этот кураторский час относится к тому разряду занятий, когда учащиеся самостоятельно подготавливают его содержание. К концу учебного года у них уже развито представление о характере проведения кураторских часов, сформированы умения вести групповой разговор, а главное - рождена потребность в осмыслении своей жизни. К тому же, предыдущий материал всех кураторских часов предоставил им большой материал для обобщения и достаточные знания для самостоятельного анализа конкретного вопроса.
Трудность такого кураторского часа скрывается в невольном обращении учащихся к некоторым интимным сторонам своей жизни. Юность порой склонна открывать душу нараспашку. Кураторкорректирует такую безоглядную откровенность.
|
|
Беседа готовится недели за две. Куратор просит не советоваться по данному вопросу друг с другом, полностью оставаясь самостоятельным в суждениях и оценках. Удачным приемом может стать начало определения, выписанное на доске:
«Жизнь - это...» Предлагается завершить это определение по окончании кураторского часа.
Поочередное выступление учащихся лучше обставить в кругу - так, чтобы они могли говорить сидя и каждый видел бы каждого.
Обязательно звучит благодарность в адрес выступившего - «спасибо» утверждает значимость произведенного выступления.
Если учащиеся привыкли делать краткие записи в блокнотах, то на этом кураторском часе им очень пригодится блокнот, потому что процессе восприятия другого могут делать пометки и исправления в своем планируемом выступлении.
Начало и финал таких выступлений украшается и знаменуется музыкой.
Общий вывод кураторского часа:
«Образ жизни, сложившийся в сознании человека, определит его жизнь, ведь другого варианта жизни он себе не представляет. Значит, жизнь будет такой, какой ты её видишь сейчас. Если ты ничего не видишь, жизнь будет состоять из случайностей и посторонних влияний».
Рекомендуемая циклограмма кураторского часа
Учебная неделя | Тип кураторского часа | 2-е курсы | 3 –е курсы | 4 –е курсы | ||||||||
1 | Аксиологический |
| Личность как социальный человек | Стратегия жизни | «Я» как индивидуальность | |||||||
2 | Информационный |
| Противоречия жизни
| Судьба и жизненный путь | Как выразить мое «Я»? | |||||||
3 | Праксиологический |
| Совесть - регулятор поведения | Материальное и духовное в жизни человека | Идеал, авторитет, кумир, идол | |||||||
4 | Аналитический |
| «Честь имею!» | Иллюзия жизни | Способности, одаренность, талант | |||||||
5 | Проблемный |
| Искусство быть справедливым | Одиночество: благо или зло? | Цена и ценности в жизни | |||||||
6-7 | Событийный Резервный |
| ||||||||||
8 | Аксиологический |
| Один в поле воин? | Кто что умеет | Скромность гордого и гордость скромного | |||||||
9 | Информационный |
| Культура и субкультура. Где ты? | Жизненная позиция: иметь - быть - творить | Этическая защита моего «Я» | |||||||
10 | Праксиологический |
| Свобода, рожденная законом | Когда взрослый -взрослый | Как выбирать профессию | |||||||
11 | Аналитический |
| Кто и как бежит от свободы? | Везёт тому, кто везет | Как достичь успеха | |||||||
12 | Проблемный |
| Быть, как все? Не быть, как все? | Семья в жизни человека | Как заводить знакомых | |||||||
13-14 | Событийный Резервный |
| ||||||||||
15 | Аксиологический |
| Моё «Я» в социальной группе | Жизнь, достойная человека | Природа и мое «Я» | |||||||
16 | Информационный |
| Мои межличностные отношения | Смысл жизни | Мое «Я» без свидетелей | |||||||
17 | Праксиологический |
| Могу ли я изменить общество? | Жизненно важные привычки | Конформист и нонконформист | |||||||
18 | Аналитический |
| Как «выпадают» из общества или как потерять лицо? | Человек, на которого можно положиться | Достоинство как качество личности | |||||||
19 | Проблемный |
| Сопротивление мерзостям жизни | Можно ли на меня положиться | Тогда и теперь | |||||||
20 | Праксиологический |
| Символы в общественной жизни | Как распознать человека? | Что я успел в этой жизни? | |||||||
21 | Информационный |
| «Эффект Поллианны» | Сколько счастливых на этой земле? | Главное дело Человека | |||||||
22-23 | Событийный Резервный |
| ||||||||||
24 | Аксиологический |
| Весь мир и моё Отечество | Человек - это узел отношений | Этот ужасный и прекрасный мир | |||||||
25 | Информационный |
| Один эпизод из жизни страны | Миссия мужчины. Миссия женщины. | Белая ворона - самая красивая птица | |||||||
26 | Праксиологический |
| Маленькое дело для моей Родины | Язык и богатство духовной жизни человека | «Я учился в этой школе...» | |||||||
27 | Аналитический |
| Ответственность: кого перед кем? | Почему трудно любить близких? |
| |||||||
28 | Проблемный |
| Кому нужна моя помощь | Из чего складывается моя жизнь? |
| |||||||
29-30 | Событийный |
|
| |||||||||