Глава I. Теоретические основы формирования инновационного потенциала организации

 

1.1 Основные понятия и категории инновационного потенциала организации

 

Прежде чем углубляться в основы инновационного потенциала организации, стоит рассмотреть, что же всё-таки такое инновация.

Итак, начнем с того, что под инновацией понимается использование различных новшеств в виде новых технологий, новых форм организации производства и труда, а также обслуживания и управления. Понятие «инновация», «новшество» и «нововведение» нередко сравниваются, хотя между ними есть и различия.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел австрийский экономист И. Шумпетер. Он выделил пять изменений в развитии:

·   внедрение продукции с новыми свойствами;

·   изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

·   использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

·   использование нового сырья;

·   появление новых рынков сбыта.

В международных стандартах инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, который получил вид нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке.

Инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении и поведении работников. Не все нововведения базируются на изобретениях и открытиях, есть и такие, которые основываются на идеях.

Таким образом, свойствами инновации являются их новизна, применимость и она должна обязательно отвечать запросам потребителей.

Если же руководство не желает осваивать новые технологии, которые позволяют вводить все новые виды продукции по более высокому качеству с наименьшими затратами, оно все равно через некоторое временя может стать не конкурентоспособным.

После всего этого, инновационная деятельность начинает становиться главным в условии выживания предприятия на рынке. Своевременное осуществление инновационной деятельности дает предприятию большие преимущества по сравнению с конкурентами, а также увеличивает прибыльность его деятельности.

Подразделения предприятий, которые могут способствовать осуществлению многих видов инновационной деятельности, являются базой для развития инновационной деятельности предприятия.

Чтобы принять какое-либо решение по определенному направлению инновационной деятельности, оно обязательно должно быть основано с учетом определенных технологических возможностей предприятия, а также с возможностью осуществления инновационной продукции на рынке.

Большое значение также имеет эффективное функционирование, которое сложилось на предприятии системы управления инновационной деятельностью.

Только при наличии на предприятии инновационного потенциала происходит реализация тех или иных направлений инновационной деятельности.

В основе инновационного потенциала организации лежат следующие составляющие: кадровая, информационная, финансовая, материально-техническая, организационно-управленческая, а также рыночная.

В современном развитии главным условием является то, что не только создается и увеличивается потенциал организации; а используется уже имеющийся потенциал, который обеспечивает реальную экономическую отдачу.

Создание условий эффективного управления инновационной деятельностью - это и есть сущность оценки инновационного потенциала. Также, еще одним из таких условий является создание информационно-аналитической базы и рекомендаций по принятию управленческих решений по развитию инновационного потенциала.

 

Таблица 1. Составляющие инновационного потенциала предприятия

Составляющая Содержание
Финансовая Это те самые инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования, а также финансовая устойчивость и платежеспособность.
Кадровая Является состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей численности работающих.
Материально-техническая Компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное оборудование.
Информационная Здесь отражается совокупность различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы и информация о конкурентах.
Организационно-управленческая Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура. Современные формы организации и управления инновационной деятельностью.
Рыночная Происходит оценка уровня конкурентоспособности, наличия спроса, а также необходимых маркетинговых мероприятий.

 

Исходя из вышесказанного, целью оценки инновационного потенциала можно считать возможность перехода предприятий на выпуск той продукции, которая считается более конкурентоспособной, а так же которая в дальнейшем повышает свою устойчивость во внешней среде.

Таким образом, оценка показателей инновационного потенциала организации позволяет: во-первых, оценить состояние и подготовку предприятия к инновационным преобразованиям; во-вторых, проанализировать и спрогнозировать тенденции развития; в-третьих, подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия; и, наконец, в-четвертых, создавать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Оценку потенциала организации получают в результате опросов, которые проводятся среди экспертов. В том случае, если будет осуществлен правильный выбор системы показателей, то объективность оценки величины инновационного потенциала может быть обеспечена.

С учетом вышеизложенного необходимо сгруппировать показатели инновационного потенциала в соответствии с теми составляющими, которые дают характеристику его важнейшим сторонам. Такая система показателей должна соответствовать требованию всеохватности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.

Итак, инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, необходимо сказать, что инновационный потенциал должен быть под вниманием руководства компаний, так как занятие инновационной деятельностью в современной рыночной экономике выступает необходимостью. И только те фирмы, которые будут использовать ресурсы с целью получения инноваций, смогут выдержать конкуренцию и обрести желаемый успех.

 

    Методы оценки инновационного потенциала организации

 

Самой главной целью оценки инновационного потенциала является возможность определения именно таких направлений инновационного развития, которые как раз таки и обеспечивают возможность перехода предприятий на выпуск более конкурентоспособной продукции.

Именно оценка показателей инновационного потенциала организации позволяет оценивать состояние организации и ее готовность к инновационным изменениям, анализировать тенденции развития, а также выявлять основные преимущества и недостатки.

Существует не такое и большое количество разработок, которые необходимы для оценки инновационного потенциала организации. Предпочтение отдается балльным, а именно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов. Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, которые проводятся среди экспертов.

Применение многих подходов требует дорогостоящих экспертных процедур, а это не дает возможности убедиться в адекватности полученных результатов, а также оценить их достоверность. Разумнее применять относительные показатели, которые легко сосчитать по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Объективность оценки величины инновационного потенциала организации может быть обеспечена в том случае, если будет правильный выбор системы показателей, которые и позволят характеризовать потенциал по различным признакам.

Перечень таких показателей должен обеспечивать необходимую информацию о состоянии инновационного потенциала организации с целью принятия своевременных и объективных решений в дальнейшем развитии составляющих потенциала.

Систематическое рассмотрение всех сфер деятельности организации, вот что является наиболее эффективным способом сбора информации.

С учетом вышеизложенного, необходимо сгруппировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, которые характеризуют его самые важные стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию простоты ее использования, но в то же время должны давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.

Для того, чтобы оценить инновационный потенциал, необходимо провести полный анализ внутренней среды организации. Внутренняя среда организации построена из таких элементов, которые образуют ее производственно-хозяйственную систему. Обычно эти элементы группируют в следующие блоки: продуктовый блок, функциональный блок, ресурсный блок, организационный блок и блок управления.

Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

. Частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта.

. Комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов.

Также применяется одна из двух возможных методик оценки, это детальная и диагностическая. Рассмотрим каждый из них.

На стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения проводится детальный анализ. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды выглядит так:

ü устанавливаются качественные и количественные требования к состоянию потенциала;

ü устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала;

ü анализируется отклонение нормативных и фактических значений параметров потенциала и выделяются сильные и слабые стороны потенциала;

ü составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.

Проведение такого анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации выглядит следующим образом:

·   оценка управляющих воздействий;

·   оценка состояния внешней среды;

·   установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

·   оценка структурных параметров;

·   определение интегральной оценки потенциала организации.

Таким образом, для более полной оценки инновационного потенциала необходимо использовать как количественные, так и неколичественные методы, что дает объективное отражение состояния дел в организации в области инноваций.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: