14 -й стих выражает ту же мысль о легкости овладеть премудростью, что и тринадцатый стих, только в образной форме. Премудрость олицетворяется, как невеста, или возлюбленная (см. Прем. 8:2), которая «сидит у дверей» (Быт. 4:7; Иак. 5:9) и ее не нужно долго искать.
Прем.6:15. Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот,
15. Ранее писатель говорил о том, что искреннее чувство приводит к премудрости; теперь говорит о том, какое значение она имеет для разума человеческого.
«Помышлять о ней есть уже совершенство разума…» Разум (φρόνησις) берется у писателя, как способность мышления, рассуждения. Отношение премудрости к разуму определяется в книге, как отношение высшего к низшему (Прем. 8:6). «Рассудительность» – плод премудрости, одна из четырех главных ее добродетелей (см. Прем. 8:7). Поэтому устремление разума к премудрости – есть стремление его к своему идеалу, своему совершенству. Тогда все мнимые блага земные будут для человека ничто и он «скоро освободится от забот» о них.
Прем.6:16. ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними.
16. Писатель возвращает к мысли 13 и 14 стихов; «обходит и ищет» – олицетворение премудрости, как и в книге Притч. 8:2–3.
«Является им на путях, и при всякой мысли встречается». Здесь мы имеем глубокое противопоставление у писателя: слово «пути» означает дела, поступки человека, «мысль» – вообще внутреннее расположение, настроение.
Прем.6:17. Начало ее есть искреннейшее желание учения,
Прем.6:18. а забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов ее, а наблюдение законов – залог бессмертия,
Прем.6:19. а бессмертие приближает к Богу;
Прем.6:20. поэтому желание премудрости возводит к царству.
Прем.6:21. Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать во веки.
17–21. В этом отделе писатель сначала повторяет ранее высказанную мысль, что в стремлении к премудрости – начало и условие ее приобретения, а затем целым рядом посредствующих посылок приходит к заключению, что премудрость приводит к господству ("царству") в истинном и собственном смысле, т.е. к высшему достоинству и блаженству в будущей жизни. Это заключение он предлагает вниманию властителей народов, в надежде, что если они услаждаются временным владычеством, то тем более должны предпочесть премудрость, которая дает вечное царство.
«Наблюдение законов – залог бессмертия…» не телесного, а духовного, в блаженном общении с Богом (см. замеч. к 1:12 ст.).
Прем.6:22. Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу,
Прем.6:23. и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения,
Прем.6:24. и открою познание ее, и не миную истины;
Прем.6:25. и не пойду вместе с истаевающим от зависти, ибо таковой не будет причастником премудрости.
22–25. С этого места писатель начинает говорить от лица Соломона и высказывает намерение говорить о происхождении и существе премудрости. Это намерение он высказывает торжественно, целым рядом сильных выражений и с некоторым полемическим оттенком, как будто возражая против того направления религиозной жизни и в иудействе, и особенно в Египте, которое из религиозной истины делало тайну («не скрою от вас тайн»).
Прем.6:26. Множество мудрых – спасение миру, и царь разумный – благосостояние народа.
Прем.6:27. Итак учитесь от слов моих, и получите пользу.
26–27. Указывается на важное значение премудрости для общественного блага (ср. Притч. 11:14) и из этого говорящий делает еще раз призыв последовать его наставлениям.