1. Проблемы здравоохранения отнесены к приоритетным государственным проблемам – финансирование здравоохранения постоянно увеличивается с 2006 по 2010 год: с 136 млрд руб.(3% от ВВП) до 500 млрд. руб. (3,2% от ВВП). В бюджете страны бюджет здравоохранения вырос с 10-11% (1993) до 25% (2010). Вместе с программами финансирование выросло с 500 млрд до 1,5 трлн.руб. К сожалению это развитие носит экстенсивный характер и сказывается на медико-демографических показателей, характеризующих здоровье населения, намного ниже ожидаемых. Но в целом на 1 человека из государственных источников тратится в 3,8 раза меньше, чем в европейских странах. Кроме того государство планирует уменьшать расходы на здравоохранение из федерального бюджета в 2012-2014 гг: 498,8 - 454—444,5 млрд руб. Компенсировать снижение планируется из частного и страхового секторов.
2. Утверждены национальные программы «Здоровье», «Дети России», «Здоровое поколение», «Борьба с заболеваниями социального характера». Финансирование программы «Здоровье» составляло в 2006 г – 62,6 млрд руб, 2007 г – 107,5 млрд руб.
|
|
3. Приоритеты национальной программы «Здоровье»:
- снижение смертности от социально управляемых заболеваний: СС-заболеваний, дорожного и производственного травматизма, отравлений;
- организация диспансеризации работающих граждан – дополнительная оплата этих мероприятий поликлиникам;
- развитие медицины высоких технологий, обеспечение ее качества доступности для всех желающих (например, шунтирование сосудов сердца сейчас в год производится в РФ – 20 тыс., в США – 2 млн), в первую очередь детям (операции на сердце, ГМ);
- приоритетное развитие ПМСП, в первую очередь поликлинической, для чего увеличиваются выплаты специалистам первичного звена: работникам ФАП, участковым врача – 10 тыс. медсестрам – 5 тыс. руб. в месяц;
- организуется бесплатное лекарственное обеспечение инвалидов и льготников (лекарства, шприцы);
- расширение иммунизации населения от гриппа;
- на выявление и лечение инфицированных ВИЧ, гепатитами В и С
- социальная политика – стимулирование рождаемости – введение с 30 недели родового сертификата (2007 г. -10 тыс. руб.), из которого 3 тыс. остается в женской консультации, 6 тыс.- в роддоме, а 1 тыс.- детской поликлинике., которые выплачиваются через 6 месяцев после родов с учетом состояния здоровья ребенка.
4. Программа «Дети России» направлена на борьбу с заболеваниями социального характера и рассчитана на 2007-2010 гг. Для стимулирования рождаемости вводятся выплаты в размере 200 тыс. руб. за рождение второго и последующих детей.
|
|
5. Программа «Здоровое поколение» направлена на профилактику заболеваний матери и ребенка; создание сети перинатальных центров, оснащение родовспомогательных учреждений современным оборудованием; обследование новорожденных на муковисцидоз и андрогенитальный синдром.
6. С 1 января 2011 г. в России введен новый механизм реализации государственной политики в области здравоохранения: оно начинает функционировать на принципиально новой социально-экономической основе. В стране введен реально действующий на территории всей страны принцип равного доступа к медицинским услугам в рамках Программы ГГ БМП РФ. Предполагается свободный выбор пациентом врача и ЛПУ, следование денег за пациентом и др.
Контрольные вопросы:
1. Какие организационные системы здравоохранения существуют в РФ.
2. Источники финансирования здравоохранения РФ.
3. Виды собственности в здравоохранении РФ.
4. При каких условиях работает рыночная экономика здравоохранения.
5. Основные тенденции динамики здоровья населения РФ.
6. Причины низкого развития рынка медицинских услуг в РФ.
7. Пути реформирования здравоохранения в РФ.
8. Задачи модернизации работы стационаров.
9. Задачи модернизации работы поликлиник.
10. Основные шаги Правительства РФ по совершенствованию охраны здоровья граждан.
11. Задачи национальной программы «Здоровье».
12. Причины сохранения в рыночной экономике государственного регулирования системы здравоохранения.
Тема №3: Виды экономических моделей здравоохранения, используемых в различных странах
Создание системы финансирования здравоохранения, чтобы она предоставляла максимально общественных благ и соответствовала экономике страны, представляет одну из актуальных проблем управления финансовыми ресурсами государства.
Исторически в мире сформировалось три системы финансирования здравоохранения – государственная (бюджетная), страховая и частная. Ни в одной стране в чистом виде не существуют системы финансирования здравоохранения. Они смешанные, с преобладанием какой-то одной системы.
Во-первых, это система финансирования здравоохранения из государственного бюджета – это бюджетная система. Она предполагает ответственность государства за состояние и развитие национального здравоохранения.
Во-вторых, страховая - это система финансирования здравоохранения за счет страховых взносов.. Она основана на формировании и использовании целевых фондов за счет ОМС. Она предполагает разделение ответственности за состояние здравоохранения между страхователями и государством.
В третьих, частная система - это финансирование здравоохранения за счет частного страхования –ДМС, когда оплата любой медицинской услуги осуществляется пациентом в полном объеме.