Особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении

Для цивилизованного развития платных услуг и создания предпосылок перевода их в частный сектор необходимо менять менталитет населения. К сожалению, позиция большинства средств массовой информации направлена в обратную сторону.

Преобладает презумпция виновности медицинских сотрудников и учреждений здравоохранения. Никого не возмущает платность хлеба и молока. За водку и сигареты люди платят, не раздумывая. Платность же любой медицинской услуги воспринимается весьма болезненно. Деятельность медицинских учреждений по оказанию платных услуг находится под присталь­ным вниманием и правоохранительных органов. Так, платность профосмотров воспринимается ими, чуть ли не как преступление. И это несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством профосмотры действительно являются платными. Но ведь в большинстве случаев оплачивать профосмотры должны предприятия.

Рассмотрим законность и целесообразность платных услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения.

  Законность платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях определяется серьезной «разрешительной» нормативной базой, не оставляющей сомнений в том, что оказание платных медицинских услуг в бюджетных учрежлениях не нарушает действующего законодательства:

1. Статья 41 Конституции: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меди­цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Следует обратить внимание на то, что Конституция не гарантирует безусловную бесплатность медицинс­кой помощи - речь идет о бесплатности лишь за счет и в пределах соответствующего источника финанси­рования. Это можно проиллюстрировать на простом примере: врач-терапевт психиатрической больницы не обязан предоставлять первичную медицинскую по­мощь в рамках ОМС, поскольку данное учреждение не работает в системе ОМС по оказанию ПМСП и не получает соответствую­щего финансирования. И все это вполне соответствует духу и букве Конституции.

«... Возмездное оказание меди­цинских услуг представляет собой реализацию гаран­тируемой в Российской Федерации свободы эконо­мической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 8, часть 1; ста­тья 34, часть 1 Конституции Российской Федерации) и производится медицинскими учреждениями в рам­ках соответствующих договоров...»

В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ наряду с поло­жениями других федеральных законов создается необходимая правовая основа предоставления гражданам платной медицинской помощи.

      Ст.50 ГК РФ: Некоммерческие организации мо­гут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 

Платные медицинские услуги в бюджет­ных учреждениях служат достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям в случае, если право на занятие предпринимательской деятельностью отражено в учредительных документах учреждения.

Ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»: «Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здра­воохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной ме­дицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные меди­цинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 «Об утверждении Правил предо­ставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» и приказ Минздравмедпрома РФ от 23.03.96 N109 «О Правилах предоставления платных медицинских услуг населению» прямо оговаривают условия оказания платных медицинских услуг населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями.

С 2011 по 2020 год отменен налог на прибыль (ранее – 20%) ведущих образовательную и медицинскую деятельность, что является благоприятным для развития коммерческих медуслуг и предприятий. Но эту часть налога они должны инвестировать в оборудование и медицинский сервис.

Рассмотрим теперь вопрос о целесообразности платных услуг в бюджетных учреждениях.

В перспективе предпринимательская деятель­ность (по крайней мере, в форме оказания платных услуг населению за наличный расчет) должна быть выведена за пределы бюджетных медицинских учреждений и сконцентрирована в учреждениях частного сектора. Другими словами, желательно, чтобы бюджетные учреждения вообще не занима­лись платными услугами - такое совмещение всегда чревато нарушениями (либо финансовыми, либо прав граждан на бесплатную медицинскую помощь). Однако, во-первых, указанные предпосылки вовсе не обязательно выливаются в конкретные нарушения. А во-вторых, для того, чтобы вывести платные услуги из бюджетных учреждений, должны быть созданы необходимые условия, которые пока во многих слу­чаях отсутствуют:

♦ наличие достаточного количества террито­риально доступных частных медицинских клиник, обеспечивающих получение на альтернативной ос­нове видов помощи, предоставляемых бюджетными учреждениями. Даже в условиях таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, некоторые виды помощи невозможно получить в частных клиниках;

♦ достаточный платежеспособный спрос населе­ния на услуги частных клиник (цены на услуги которых, как правило, значительно выше, чем цены на платные услуги бюджетных учреждений). Если мы запретим платные услуги в бюджетных учреждениях, часть населения вообще лишится возможности получения медицинских услуг (или хотя бы получения платных услуг из-за их дороговизны). К тому же запрет на плат­ные услуги в бюджетных учреждениях резко повысит нагрузку на частные клиники и резко взлетят цены;

♦ возможность бюджетных медицинских учрежде­ний нормально функционировать без «подпитки» за счет платных услуг.

К сожалению, пока не одно из вышеуказанных условий не реализовано, и в ближайшей перспективе оказание платных услуг государственными учрежде­ниями неизбежно. А раз так, то развитие платных услуг нужно рассматривать как осознанную неизбежность. При этом речь, конечно, идет о легальной форме ока­зания платных услуг.

Поэтому вопрос стоит не о допустимости или не­допустимости платных услуг, а о формах платности и мерах по предотвращению возможных нарушений. Стоит отметить, что ни одна страна в мире не может похвастаться тем, что обладает ресурсами, доста­точными для обеспечения населения бесплатной ме­дицинской помощью. Поэтому соучастие населения в финансировании медицинской помощи является официальной политикой многих стран мира: в форме страховых взносов из начисленной заработной платы (Германия), в форме фиксированных платежей при обращении в медицинские учреждения (Финлян­дия) и т.д. Возможно, не удастся обойтись без этого и нам.

Целесообразно оказание платных услуг в следующих ситуациях:

♦ при оказании их во внерабочее время;

♦ при оказании медицинской помощи, не входя­щей в территориальную программу государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицин­ской помощью;

♦ при платных профосмотрах;

♦ при оказании медицинской помощи иностран­цам;

♦ при оказании медицинской помощи в рамках ДМС.

И это только часть из возникающих вопросов.

Оказание учреждениями здравоохранения плат­ных медицинских услуг является вынужденной и вре­менной мерой и не должны подменять гарантированную граж­данам бесплатную медицинскую помощь.

Одновременно повышается спрос населения на высокотехноло­гичные медицинские услуги, а также увеличивается число пациентов, желающих получать медицинскую помощь в более комфортных условиях. Это остро ставит вопрос о развитии легальных форм привлече­ния в здравоохранение за счет средств предприятий и населения.

Кроме того платные услуги - это способ легализации теневой оплаты. В условиях дефицита бюджета и средств ОМС невозможно избежать участия населения и предприятий в фи­нансировании (софинансировании) медицинской помощи. Отсутствие официальной оплаты в этих условиях - признак наличия теневой оплаты или хотя бы натуральных соплатежей (когда пациенты сами приносят лекарства, продукты питания и т.д.). Поэ­тому нельзя давать положительную оценку ситуации, когда некоторые медицинские учреждения гордятся тем, что у них нет платных услуг или их объемы невелики. К сожалению, отсутствие официальных платных услуг не является показателем реализации прав граждан в сфере здравоохранения. Без платных услуг государственные и муниципальные учреждения в целом ряде случаев не способны эффективно ре­шать свои задачи, дефицит средств неизбежно ведет к сокращению объема бесплатно предоставляемой медицинской помощи.

Поэтому нужно четко иметь в виду: сам по себе тот факт, что услуга входит в программу госгарантий, еще не означает, что услуга не может оказываться на платной основе - она может оказываться анонимно, сверх стандартов, по желанию граждан и т.д.

Постепенный перевод платных медицинских услуг в частный сектор позволит обеспечить получение дополнительной или альтернативной медицинской помощи, снижая нагрузку на бюджет и средства ОМС.

Набирающий оборот мировой финансовый кризис, когда возможности бюджетного финансирования медицинских учреждений становят­ся еще более ограниченными, явно не та ситуация для того, чтобы лишать медицинские учреждения важного источника своего выживания.

В механизме правово­го регулирования оказания платных медицинских услуг является признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: