Словарь терминов по дисциплине «История психологии»
Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
Адаптация - постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.
Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
Биографический метод – истолкование литературных текстов, психологических источников как отражение биографии и особенностей личности автора.
Герменевтика - теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.
Знак - предмет или явление - представитель другого предмета или явления.
Идентификация - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.
Интенциональность - направленность (устремленность) сознания на предмет.
Интуиция - способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.
Креативность - творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения - целенаправленного или стихийного.
Объект – часть объективной реальности, подлежащей научному изучению, то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Парадигма (от греч. пример, образец) – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а также признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решения в течении определенного исторического периода.
Познавательные (когнитивные) процессы - психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.
Предмет познания – часть объекта, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Принцип научного познания (от лал. основа, первоначало) – центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области знания, из которой он выделен.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Реконструкция – восстановление первоначального вида, образа, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.
Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.
Социализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Теория (от греч. рассмотрение, исследование) – система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
Апейрон – ввел Анаксимандр для обозначения беспредельной. неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении.
Эйдола - обозначение невидимой глазу мини-копии предмета в древнегреческой психологии. Попадая в органы чувств, эйдола вызывает представление о данном предмете.
Эйдос – термин др.-греч. философии, внешний вид, образ, одно из обозначений атома у Демокрита. У Платона – синоним идеи, трансцедентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей.
Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.
Нус - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.
Архе - первооснова мира, главная составляющая часть души.
Психея – олицетворение человеческой души в греческой мифологии; изображалась в образе бабочки или девушки.
Пневма (от греч. дыхание, дух) – термин др.-греч. медицины и философии, в стоицизме – жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое «дыхание», дух, в христианстве – святой дух.
Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени.
Развитие психологии в эпоху Просвещения.
Антропологизм - концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.
Апперцепция (лат. к восприятию) – понятие философии и психологии Нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения; зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека. Введено Лейбницем в отличие от бессознательного восприятия – перцепции.
Биогенетический закон - закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.
Номинализм - направление в средневековой науке, представители которого считали, что общее понятие - это только имя, слово. В реальном мире существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
Онтогенез - процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
Персонализм - направление в психологии, основанное В. Штерном; его представители рассматривали в качестве предмета исследования целостную личность как особую первичную реальность.
Перцепция (лат. представление, восприятие) – то же, что и восприятие.
Позитивизм - научное направление, в котором доказывалось, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, использующие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатели - О. Конт, а также Д. С. Милль и Г. Спенсер.
Рационализм - концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.
Реализм - направление в средневековой науке, считавшее, что общие понятия (универсалии) реально существуют и предшествуют единичным вещам.
Сенсуализм - концепция, объясняющее происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. В этой концепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.
Филогенез - процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.
Эмпиризм - концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.