Пояснительная записка
Курс лекций по разделу «Здоровый ребенок» ОП.01 «Здоровый человек и его окружение» предназначается для учащихся первого года обучения по специальности «Лечебное дело». Включает разделы по оценке основных показателей роста и развития здорового ребенка, рекомендации по уходу за ребенком на протяжении всего периода детства. Знания, представленные в разделе «Здоровый ребенок» являются базовыми для изучения заболеваний детского возраста.
Лекция № 1
Тема: «Антенатальный и неонатальный периоды. Доношенный новорожденный
Характерными особенностями детского организма является интенсивный рост и непрерывное развитие ребенка. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды:
1. период внутриутробного развития
2. период новорожденности
3. грудной возраст
4. период молочных зубов
- преддошкольный (ясельный период)
- дошкольный
5. младший школьный возраст
6. старший школьный возраст.
1. Период внутриутробного развития продолжается от момента имплантации оплодотворенного яйца до рождения и составляет 38-41 нед. В течение первых 11-12 недель беременности происходит формирование органов и тканей плода. Под воздействием неблагоприятных факторов на плод могут сформироваться пороки развития.
2. Период новорожденности - с момента рождения до 28 дней. В это время происходит адаптация организма ребенка к существованию вне материнского организма. Характерным для периода новорожденности является развитие особых пограничных состояний. Труднее всего процесс приспособления переносят недоношенные и переношенные дети. В период новорожденности отмечается высокая чувствительность организма ребенка к стафилококковой и стрептококковой инфекции.
3. Грудной возраст -период от 28 дней до 1 года. Характеризуется интенсивным обменом веществ, более высокими темпами физического и психического развития. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери. Поэтому его организм может быть устойчив к таким инфекциям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха. Для правильного развития организма ребенка в этот период особое значение имеют рациональное вскармливание и организация правильного режима дня.
4. Период молочных зубов: от 1 года до 6-7 лет:
а) Преддошкольный: 1-3 года, когда идет быстрое созревание ЦНС, закрепляются двигательные навыки, формируется речь. Утрачивается врожденный иммунитет и повышается заболеваемость ОРВИ.
б ) Дошкольный: 4-7 лет, совершенствуются функции различных органов и систем, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, начинается смена молочных зубов.
5. Младший школьный возраст: 7-11 лет. Усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Могут формироваться хронические заболевания.
6. Старший школьный возраст – формируются вторичные половые признаки. Сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных особенностей. У девочек оно наступает в 12-16 лет, у мальчиков позже в 13-18 лет. В этом периоде завершается ФР и НПР, перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез.
Антенатальная охрана плода.
Каждый пришедший в этот мир человек несет в себе всю совокупность информации, полученную не только от отца с матерью, но и от всех предыдущих поколений. У нас в стране здоровых женщин всего 3%, значит и здоровых детей не более 3%.
Очень важна антенатальная охрана плода, т. к. 70% - это пренатальная патология-дородовая и только 10% патологии возникает в период родов – интранатальная патология.
Прогнозирование здоровья ребенка проводится в 3 этапа:
- до наступления беременности (медико-генетическое консультирование);
- во время беременности с учетом ее течения и состояния здоровья женщины;
- после рождения ребенка с учетом всех имеющихся факторов риска и здоровья новорожденного.
Дородовый патронаж беременной женщины.
1-й патронаж проводится в первые 10 дней после постановки женщины на учет в женскую консультацию (12 недель).
2-ой - в 32 недели беременности
3-й – за 2 недели до родов (для женщин с высокой степенью риска)
Цель дородового патронажа.
Выяснение:
биологического анамнеза: состояние здоровья родителей, течение предшествующих беременностей; аборты, выкидыши.
с оциального анамнеза: условия работы, проживания, материальное обеспечение, желанность беременности, полная ли семья, зарегистрирован ли брак, вредные привычки и др.
генеалогического анамнеза: наследственные заболевания.
Выяснить самочувствие женщины, сон, аппетит. Дать советы по гигиене, одежде, питанию, режиму дня.
Об эффективности дородовой помощи судят по следующим показателям на участке:
- частота и длительность грудного вскармливания;
- частота и тяжесть аллергических заболеваний;
- индекс здоровья детей, их устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Выделяют 5 групп здоровья и 8 групп риска по заболеваемости.
Группы риска.
1.ЧБД (часто болеющие).
2. Заболевания ЦНС.
3. Анемии, дистрофии, рахит.
4. ГЗС (риск гнойно-септических заболеваний).
5. ВАР (врожденные аномалии развития).
6. С риском аллергических заболеваний.
7. ГСР (группа социального риска).
8. Тугоухость.
Доношенный новорожденный.
Доношенным считается ребенок, родившийся в срок 38-41 неделя.
Признаки доношенного новорожденного.
Средний вес 3200-3500 г. (нижней границей считается 2500).
Рост 50-55 см.
Окружность головы 34-36 см. Окружность груди 32-34 см.
Пупочное кольцо находится посередине между лоном и мечевидным отростком.
Лицевая часть черепа относительно мала по сравнению с мозговой, сагиттальный и венечный швы открыты на 0,2 см. БР 2,5×2,5 см., МР 0,5×0,5 см. открыт у 25% новорожденных.
Для более точной характеристики состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. Производится оценка на 1-й мин. после рождения и на 5-й мин.
Переходные состояния новорожденных:
1. Транзиторная лихорадка
2. Физиологическая убыль массы тела
3. Простая эритема
4. Мочекислый инфаркт
5. Меконий
6. Токсическая эритема
7. Физиологическая желтуха
8. Половой криз
9. Физиологическая олигурия
10. Альбуминурия