Глава 5. ИСБ и ИР как искусство и философия

В связи с аспектом смыслового наполнения досуговой работы с коллективом, необходимо затронуть один из самых животрепещущих для меня, как для тренера и руководителя клуба, вопросов: вопрос личной мотивации каждого члена клуба. Приведённые выше примеры совместного досуга и небоевого взаимодействия являются инструментом для достижения одной цели – не допустить упадка интереса члена коллектива к клубу. В данном вопросе я вижу несколько решений, однако опишу одно, которого придерживаюсь на момент написания данной брошюры.

           На данный момент движение реконструкции и ИСБ является перспективной ветвью развития спорта и досуга. Пока что оно не было политизировано или дискредитировано с помощью СМИ в массовом порядке. При этом актуальность данного движения по мнению многих набирает обороты. Появляются реконструкторские семьи, досуг которых не меняется с момента бракосочетания, а развивается и после оного в реконструкторской стезе.

Это приводит нас к идее, что реконструкция и ИСБ[20] - стиль жизни, претендующий на звание полноценного (в пику мнению, что ДИР, как и ролевое движение, является эскапизмом). В контексте данной работы этот аспект важен в силу того, что ИСБ на фоне ДИР претендует на звание спорта – со своими номинациями, разделениями на лиги и весовые категории.

Если рассматривать историю данного спорта, то мы придем к выводу, что основные его приемы и системы, применимые на соревнованиях, зародились в России и частично были сформированы под влиянием модных тогда единоборств. Единоборства эти, в свою очередь, располагают не только обширной боевой системой, но и системой морально-этических правил, кодексом общения внутри адептов боевой системы. Также, как и в признанных единоборствах (кудо, айкидо, дзюдо), ИСБ является одной из школ средневекового боевого искусства с различными видами оружия (наравне с HEMA, СМБ, СМ, фехтование на саблях.), а также само делится на различные направления и школы. Также, по мере общения с бойцами, мне часто приходилось слышать некоторые установки, заимствованные из восточных единоборств и постепенно к некоторым из них я пришёл сам. От некоторых бойцов (как правило, контингента стальных бугуртов) часто можно услышать «я бьюсь вне зависисомти от того, кто против меня», «в бою самое ценное – это опыт», «в бою видно, что человек из себя на самом деле представляет» и тому подобные выражения. Причем часто слышно это не от тех людей, для которых опыт – это самое ценное потому, что они не знают, что такое победа.

           На мой взгляд, в ИСБ постепенно появляются зачатки некоей боевой философии. Как философия любого спорта, она рискует быть пафосными общими фразами, которыми прикрываются люди, ничего не умеющие; или же может стать его действительным смысловым наполнением. Так как философия – не то, что можно регламентировать и утвердить юридически, я не претендую на абсолютную истинность. Это как даёт возможность критики моей системы, так и лишает смысла полемику по этому поводу, так как я не являюсь создателем ИСБ и рефлексия моя по этому поводу открыта для использования, но не претендует на истинность. Необходимость философии в ИСБ я объясняю тем, что для занятий данным видом спорта необходимо потратить много времени и средств на инвентарь, пока что тренеров не так много и зачастую для тренировок приходится преодолевать большие расстояния; многим новобранцам довольно быстро приходит в голову, что можно было бы заниматься каким-то более «классическим» спортом с меньшим количеством затрат. Так как ИСБ – это спорт, в котором используются копии исторических доспехов и оружия, в этом должен быть заложен философский аспект. Если доспехи и оружие будут присутствовать только для зрелищности и визуальной привлекательности, ИСБ не разовьётся в полноценную боевую систему, а станет очередной проходящей модой. В данном случае более актуально сравнение ИСБ с мензурным фехтованием, зародившимся в 16 веке, не являющимся спортом. На данный момент этот вид состязания является легализованным ритуалом посвящения в современные "рыцари", пробой мужества и стойкости в Германии, в основном в студенческой среде.

Также я знаю многих, которые в момент рефлексии на тему своих целей в жизни отметали ИСБ как роскошь или что-то, не уместное в данный момент жизни. В то же время, для любого клуба новый боец – это ценное приобретение, это фундамент, от которого зависит популярность, массовость, последующее развитие ДИР. Появление философии, таким образом, может удержать и привлечь большее количество народа к ИСБ и к ДИР вообще. Моя выборка философских постулатов родилась из личного боевого, тренерского и социального опыта в течение пяти лет занятий ИСБ. Предположу, что она со временем будет дополняться, однако на данном этапе я считаю её вполне сложившийся на уровне мировоззренческого базиса.

1) Занятие в ИСБ (а иногда – и вообще ИР) – это путь бойца, сродни восточному «дао»[21]: путь бойца для мужчины как закон «дао» для мироздания. Бойцом нельзя быть только на тренировках и выездах: боец является бойцом всегда, вне зависимости от времени, места и самочувствия. Боец не отступается от своих принципов, убеждений, верных товарищей. Боец не может предавать. Предавший боец – это воин со сломанным клинком[22]. В данном контексте боец – это выбранный путь. А, следовательно, пути этому может следовать человек с любыми физическими данными вне зависимости от пола. Если провести сравнение между условиями средневековья (объекта реконструкции) и нынешними (в которых живут участники ДИР), то можно воспринимать жизнь любого средневекового человека как битву за выживание. Потому не только ИСБ, но и ИР в отдельных случаях можно воспринимать как путь бойца.

2) В каждом человеке есть бойцовские задатки. Иногда они просыпаются в нём несознательно, без его участия или вопреки его воле. Занятие ИСБ выводит эти задатки на первый план, наделяет их контролем и возводит в дисциплину. У некоторых эта дисциплина перерастает в искусство.

3) Человек, принятый в команду, имеет возможность стать бойцом. Для становления бойцом необходимо внести невосполнимый вклад в жизнь команды. Этот вклад не должен иметь материальной подоплёки и быть бескорыстным. Это время, потраченное на работу над собой и над командой, это возможности, упущенные в пользу клуба, это силы, которые можно было потратить на что-то другое.

4) Боец в жизни визуально может не выделяться, но его боевые навыки всегда работают на него. В общем, выживаемость и уровень адаптивности бойца в экстремальной ситуации должны быть выше за счёт его навыков. Следовательно, наравне с непосредственно боевыми испытаниями, боец должен быть готов и к испытаниям в жизненных ситуациях, непричастных к клубу. При этом его боевые товарищи духовно всегда должны быть с ним, готовые помочь.

5) Использование инвентаря, копирующего снаряжение и предметы быта предков, обязывает нас уважать историю нашей земли, знать её, а также подражать нашим предкам. Подражание проявляется в самом использовании инвентаря, а также в следовании вневременным принципам, актуальным как для них, так и для нас: любовь к своей малой и большой родине, верность любви и семье, передача этических норм и умений своим потомкам. В данном вопросе ритуалистика и демонстративность должны стоять на последнем месте, ибо воздаяние предкам должно быть духовным, а не визуальным или материальным. Даже искренняя визуализация может опошлить данный акт воздаяния уважения предков, так как сама суть его является личностной, внутренней. Проявление почтения к людям из прошлого – это вклад в будущее их дела. В данном случае их дело – это воспитание достойных потомков – так как нашей гордостью являются лучшие из предков; следовательно, мы должны воспитывать тех, кто будет знать своих достойных предков и тех, кто вдохновлённый примерами прошлого, также будет совершать поступки, достойные гордости.

6) Так как инвентарь является символом преемственности традиций и знаний, он должен выглядеть соответствующе, не использоваться не по назначению, должен быть в эксплуатации. Непосредственно доспех и оружие не должны простаивать или пролёживать без дела – в этом случае они, как и устаревающие принципы, ветшают и теряют свой смысл. Постулаты и принципы живы только при постоянном использовании – иначе они устаревают и уходят на свалку истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: