Цель: Рассмотреть основные стратегии организации профориентационной помощи.
Основные понятия: профдиагностика, профотбор, профподбор, профконсультация.
Темы и задания для обсуждения:
1. Методы профдиагностики, профотбора и профподбора.
2. Типы профконсультаций.
3. Желательные и нежелательные стратегии профконсультационной помощи.
Основная литература:
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
Дополнительная литература:
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.
Вопросы и задания:
1. Что такое методика как «внутреннее средство» и методика как «внешнее средство» профессиональной деятельности психолога?
2. Может ли лекция рассматриваться как активизирующая процедура? Почему?
3. В чем состоит ограниченность тестологического подхода в профориентации?
4. В чем заключаются преимущества и недостатки организационно-управленческой стратегии?
5. Что такое проблема методических предпочтений в отечественной профориентации?
6. Какие именно изменения произошли в организации и проведении профориентационной работы за период с середины 1980-х гг. по настоящее время?
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполнить технику «Составление информационной карты».
Упражнение выполняется письменно.
Инструкция. «Вам известны те знания и качества, которые необходимы при выборе профессии. А теперь от абстрактных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого «кирпичика» - информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу с ней.
Информационная карта оценки мира профессий
Что мне интересно знать или делать? | В какой профессии я этого смогу достичь? | Что мне нужно для получения этой профессии? |
Записи в таблице должны располагаться блоками «интерес - профессия - необходимые шаги». Сейчас вы пишете все ваши интересы независимо от того, реальны они или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов.
2. Проанализировать информационную карту и дополнить ее пунктом: какие книги необходимо прочитать для знакомства с наиболее интересующими профессиями. Какие ПВК необходимы для данной профессии?
3. Выполнить технику «Плюс, минус, интересно».
Задача: использовать знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.
Инструкция. Выберите профессию (именно профессию), наиболее вам интересную. Если не можете выбрать профессию, то выберите интерес или увлечение. Запишите эту профессию или интерес. Заполните таблицу.
Оценка профессии
№ | Плюс | Минус | Интересно |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
Запишите в первой колонке таблицы как можно больше плюсов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию и станете по ней работать. Во второй колонке проставьте как можно больше минусов этой же ситуации. В третью колонку запишите как можно больше интересного (например, интересно, а как я буду жить, если получу эту профессию, кто станет моими друзьями, как я буду выглядеть и т. д.). Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов».
На работу отводится 15 мин.
Ответить на вопросы: «Что нового о выбранной профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?»
Задание:
1. Проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.
2. Выбрать еще одну профессию и заполнить такую же таблицу. Сравнить таблицы двух профессий и с опорой на них решить, какая профессия вам подходит больше и какая для вас более реальна. Что нужно сделать, чтобы добиться своей цели?
Рекомендуемая литература:
1. Веселова В.В. Билет в будущее//Знание. Сер. «Педагогика и психология». - 2005. - № 1.
2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1998.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.
4. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.
5. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1989.
Занятие № 6.