Число баллов | Характеристика решения задач | |
1 | 2 | |
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: | ||
5 --- | ---- 5 | 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: | ||
4 --- | ---- 4 | 1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: | ||
2,5 --- | --- 2,5 | 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: | ||
1 --- | --- 1 | 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения | ||
0 --- | --- 0 | 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
мышление Исключение понятий
Методика "Исключение понятий"
Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.