Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число баллов

Характеристика решения задач

1 2
    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5 --- ---- 5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова).
    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4 --- ---- 4 1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).
    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5 --- --- 2,5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова).
    То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1 --- --- 1 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова).
    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения
0 --- --- 0 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова).

Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

мышление Исключение понятий

Методика "Исключение понятий"

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: