Психофизиология неосознаваемых процессов

Неосознаваемые процессы – явления пси жизни человека, которые не контролируются сознанием, в то время как сами во многом направляют поведение, формируя влечения, стремления, интересы.

Но всегда выражается сознанием, в терминах сознания. Есть только непрямые доказательства его существования (в языке тела, проявлениях вегетатики, структуре языка, интонациях).

 

Неосознаваемые содержания психики – пси процессы, связанные с автоматизированным поведением, контролируемым подкорковыми структурами мозга:

досознательное – сигналы от внутренних органов, суставов, мышц, кожи, рецепторов тела;

подзознание – явления, которые ранее были осознаны, в данный момент не включены в сферу сознания, но в любой момент(при определенных условиях) могут быть осознанны вновь (тем не менее эта информация может влиять на поведение);

бессознательное – часть психики, которая не может стать достоянием сознания без применения спец техник – инстинктивные желания, эмоции, вытесненные мысли.

В настоящее время предложены следующие требования для исследования Б/П:

1. Подбирать параметры предъявляемого стимула, чтобы он был ниже порога осознания;

2. Рассматриваются и анализируются только те стимулы, которые не осознавались;

3. Между регистрируемыми реакциями на осознанные и неосознанные стимулы должны быть не только количественные, но и качественные различия.

Оцениваются вербальные реакции, регистрируются физиологические изменения, а так же фиксируется рассогласование между словесными отчетами и физиологической реакцией при восприятии. Проблема неоднозначности между словесным отчетом и регистрацией безотчетных функции изучалась и изучается. При отсутствии осознания входной сигнал вызывает адекватное представление, но в процессе вербализации возможно изменение его эмоциональной окраски, оказывающее искажающее влияние. Для устранения этого влияния процесс восприятия был расчленен на два: первый связывался с точным описанием стимула, а второй зависел от субъективных когнитивных и мотивационных моментов.

Концепция Леду – в мозге существует специальный механизм оценки значимости стимула как первого шага в генерации эмоций. Это непосредственный неосознаваемый механизм, который поставляет в мозг информацию о связи стимула и индивида.

Концепция Диксона – порог осознания стимула меняется в процессе предсознательной оценки значимости поступающего стимула.

Перцептивная гипотеза

- систематическое стремление к реакции определенного типа.

Любые ощущения активируют в мозге целый ряд перцептивных гипотез, из которых выбирается наиболее простая, охватывающая наибольшее количество фактов. (Одновременно с этим понятием в СССР возникло понятие установки – так же понималась готовность человека реагировать определенным образом). Феномен апперцептивного искажения – результат восприятия зависит от силы гипотезы, т.е. субъективной вероятности. Теоремы описания этой зависимости (Брунер): 1. Чем сильнее гипотеза, т.е. предожидания мозга, что появится информация определенного рода, тем большая вероятность ее возникновения в данной ситуации; 2. Чем сильнее гипотеза, тем меньший объем фактов извне необходим для ее подтверждения; 3. Чем сильнее гипотеза, тем больше информации требуется для ее опровержения.

Перцептивная защита

 - механизм, препятствующий восприятию запретной информации. Выражается в повышении порога узнавания. Т.е. испытуемые могут не узнавать, не понимать, принимать за бессмыслицу слова, которые не принято произносить в данном социуме или запретные с детства.

Принципы селективности восприятия:

Принцип резонанса – стимулы, соответствующие потребностям или ценностям личности, воспринимаются точнее и эффективнее

Принцип перцептивной защиты – стимулы, противоречащие ожиданиям человека, узнаются хуже и подвергаются наибольшему искажению

Принцип сенсибилизации – стимулы, угрожающие целостности индивида, узнаются быстрее и точнее прочих.

Перцептивная защита и перцептивная сенсибилизация объясняются изменение состояния периферического аппарата той или иной сенсорной системы под влиянием перцептивных гипотез, сформулированных мозгом на основании опыта. Если предшествующий опыт предполагал наиболее частое подтверждение какой-то гипотезы, то мозг предожидает нового ее подтверждения. Изменение восприятия так же зависит от уровня активации центральных познавательных и мотивационных процессов. Защитные механизмы меняют восприятие той информации, которая не соответствует представлениям человека о себе. Но эта теория опровергалась и проверялась. Против гипотезы перцептивной защиты свидетельствуют результаты экспериментов, в которых узнавание зависит от условий тестирования. Если предложить женщинам произносить слова-табу не целиком, а по буквам, то порог узнавания снижался. Но не все эксперименты однозначны. Вся совокупность данных свидетельствует о том, что изменение порогов узнавания табу-слов связано не с перцептивными механизмами, а осуществляется на каком-то этапе их переработки после оценки их субъективной значимости для организма.

Другой тип эмоциональных слов – конфликтогенные слова – связанные с конфликтогенной ситуацией у конкретного человека. Выгода их использования – объективность выявления: они имеют большую амплитуду кожно-гальванических реакций, удлиненные латентные периоды реакций. Но проблема в их применении – их можно предъявлять только людям, имеющим пси проблемы, что ограничивает возможность объяснять результат.

 

Психофизиологические механизмы установки

Узнадзе понимал под установкой неосознаваемое состояние готовности к определенной активности. Вырабатывается при многократном повторении одних и тех же воздействий в одной и той же ситуации. Самый известный эксперимент с шарами – человеку с закрытыми глазами вкладывают в две руки два шара разного размера. Испытуемый отвечает в какой руке шар большего размера. Однотипно повторяется 10-15 раз. Потом, не предупреждая, вкладывают два одинаковых шара – человек некоторое время не замечает изменения размера шара. А затем оценивает как больший тот, который вкладывается в руку, в которую перед тем вкладывали меньший шар. Узнадзе показал эту закономерность, как в состоянии бодрствования, так и гипнотического сна, поэтому принято считать, что установка формируется на неосознаваемом уровне и предваряет решение задачи на осознанном. Установка отражает важнейший принцип функционирования мозга – восприятие событий внешнего мира и ответы на них предопределяются прежним опытом, который приписывает событиям разные вероятности и настраивает мозг на более вероятные события. На уровне головного мозга при создании установки формируется функциональное состояние в виде повышенной возбудимости определенных нейронных ансамблей. Установка проявляется не только в облегчении восприятия определенных стимулов, но и в невозможности увидеть информацию, не соответствующую выработанной установке. Двусторонняя модель опознания стимула – как активный процесс, при котором мозг контролирует потом поступающих в кору сенсорных стимулов, и как иерархический процесс, начинающийся с анализа отдельных признаков сигнала в проекционных зонах больших полушарий, а заканчивающийся в ассоциативных зонах принятием решения и осознанием. Поэтому подтверждается, что в процессе восприятия существует короткий латентный период, во время которого активируется структуры лобной коры – оживают в памяти образы, которые меняют восприятие образа, делают его предвзятым.  Есть предположение, что невозможность увидеть (ослепляющий эффект) ту или иную информацию, связана с преобладанием нисходящих влияний (из коры вниз) над восходящим сенсорным потоком. Важный аспект восприятия – инертность или подвижность установок. Устойчивость установки определяется индивидуальными особенностями личности, уровнем мотивации, сложностью решаемой задачи. Люди со стойкими установками не самостоятельны, но добросовестны, исполнительны и т.п. Люди, легко меняющие установки сообразительны, легко оперируют абстрактными понятиями, самостоятельны в принятии решений. Для эффективного функционирования необходим баланс устойчивости и подвижности установки для выполнения ею регулирующей и координирующей роли в организации неосознаваемого уровня когнитивных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: