Ниже приводятся результаты обследования 10 выпускников вуза с помощью теста Фидлера-Ясюковой. В каждом случае определите тип доминирующей коммуникативной установки и степень объективности испытуемых при оценке окружающих людей, проанализируйте особенности самооценки обследованных и ее адекватность. В каждом случае сделайте выводы о профессиональных противопоказаниях.
№ | ФИ | MPCд | MPCл | LPCд | LPCл | CО д | CО л | ASOд | ASOл | Pд | Рл | Ад | Ал |
1. | Виктория А. | 7,7 | 8,2 | 6,9 | 5,2 | 7,4 | 7,3 | 6,16 | 11,66 | -3 | -9 | 0,37 | 0,3 |
2. | Игорь Б. | 7 | 7 | 4,8 | 3,9 | 7,1 | 7 | 9,17 | 12,53 | 1 | 0 | -- | -- |
3. | Павел В. | 6,9 | 6,9 | 4,8 | 4,2 | 6,6 | 6,6 | 11,27 | 10,05 | -3 | -3 | 0,14 | 0,11 |
4. | Вячеслав Г. | 6 | 4,7 | 5,4 | 5,7 | 6 | 4 | 11,66 | 8,25 | 0 | -7 | -- | -0,7 |
5. | Екатерина Г. | 7,5 | 6,3 | 5,1 | 4,2 | 6,8 | 7,3 | 17,26 | 16,64 | -7 | 10 | 0,29 | -- |
6. | Олег З. | 6,9 | 4,7 | 6,4 | 3,5 | 7,3 | 6,5 | 12,53 | 15,56 | 4 | 18 | -- | -- |
7. | Елизавета П. | 7,6 | 7,4 | 3 | 3,3 | 6,3 | 7 | 15,1 | 13,67 | -13 | -4 | 0,28 | 0,1 |
8. | Оксана Р. | 8,3 | 8,2 | 6,5 | 6,5 | 8,2 | 8,1 | 7,07 | 6,56 | -1 | -1 | 0,06 | 0,06 |
9. | Андрей С. | 8 | 8,5 | 6,1 | 6,9 | 7,4 | 7,9 | 9,11 | 8,25 | -6 | -6 | 0,32 | 0,37 |
10. | Екатерина С. | 8,1 | 8,3 | 5,8 | 5,4 | 7,9 | 7,1 | 10,91 | 13,08 | -2 | -12 | 0,09 | 0,41 |
Методические указания. Для выполнения задания воспользуйтесь текстом лекций или материалом из методического руководства Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» (краткие интерпретации и нормативные данные из этого методического руководства представлены в качестве материалов на электронных носителях).
Задание 9. (к теме 2.6. «Изучение адаптивности, стрессоустойчивости личности. Тесты Розенцвейга и Томаса в профотборе»)
Ниже приводятся результаты обследования 10 выпускников вуза с помощью фрустрационного теста Розенцвейга. В каждом случае проанализируйте особенности поведения обследованных в стрессе. Сделайте вывод об их стрессоустойчивости, наличии/отсутствии психологической защиты, самокритичности, адаптивности, ригидности в стрессе, умении разрешать конфликтные ситуации. Составьте рекомендации и сделайте заключение о возможных противопоказаниях в профессиональной деятельности.
№ | ФИ | E | I | M | O-D | E-D | N-P | E’ | I’ | M’ | E | I | M | e | i | m | GCR |
1. | Виктория А. | 43,8 | 29,2 | 27,1 | 27,1 | 25 | 47,9 | 1 | 1 | 4,5 | 4 | 1 | 1 | 5,5 | 5 | 1 | 28,6 |
2. | Игорь Б. | 35,4 | 35,4 | 29,2 | 20,8 | 20,8 | 58,3 | 2,5 | 0,5 | 2 | 1 | 2 | 2 | 5 | 6 | 3 | 50 |
3. | Павел В. | 66,7 | 14,6 | 18,8 | 20,8 | 47,9 | 31,3 | 1,5 | 0,5 | 3 | 8,5 | 2 | 1 | 6 | 1 | 0,5 | 71,4 |
4. | Вячеслав Г. | 54,2 | 27,1 | 18,8 | 18,8 | 41,7 | 39,6 | 2 | 1 | 1,5 | 7,5 | 1 | 1,5 | 3,5 | 4,5 | 1,5 | 57,1 |
5. | Екатерина Г. | 54,2 | 18,8 | 27,1 | 45,8 | 31,3 | 22,9 | 6 | 1 | 4 | 4 | 1,5 | 2 | 3 | 2 | 0,5 | 64,3 |
6. | Олег З. | 45,8 | 20,8 | 33,3 | 25 | 33,3 | 41,7 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 0,5 | 4,5 | 6,5 | 2,5 | 1 | 50 |
7. | Елизавета П. | 45,8 | 25 | 29,2 | 22,9 | 29,2 | 47,9 | 3 | 0 | 2,5 | 2,5 | 1 | 3,5 | 5,5 | 5 | 1 | 42,9 |
8. | Оксана Р. | 33,3 | 43,8 | 22,9 | 14,6 | 25 | 60,4 | 0,5 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 5,5 | 6,5 | 2,5 | 50 |
9. | Андрей С. | 43,8 | 29,2 | 27,1 | 27,1 | 25 | 47,9 | 2,5 | 1 | 3 | 1 | 2,5 | 2,5 | 7 | 3,5 | 1 | 64,3 |
10. | Екатерина С. | 54,2 | 20,8 | 25 | 25 | 25 | 50 | 3 | 0 | 3 | 5 | 0,5 | 0,5 | 5 | 4,5 | 2,5 | 50 |
Методические указания. Для выполнения задания воспользуйтесь текстом лекций или материалом из методического руководства Л.А. Ясюковой «Фрустрационный тест С. Розенцвейга» (основные интерпретации и нормативные данные из этого методического руководства представлены в качестве материалов на электронных носителях).
Задание 10. (к теме 2.6. «Изучение адаптивности, стрессоустойчивости личности. Тесты Розенцвейга и Томаса в профотборе»)
Заполните тест Томаса и оцените, соответствуют ли Ваши результаты установкам, желательным для руководителя.
Методические указания. Тест Томаса можно найти в различных сборниках тестов, например:
· Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
· Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
· Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 1992.
· Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
Задание 11. (к теме 2.7. «Изучение профессиональных установок и мотивации (ориентационный тест Басса, ЦТ Люшера, анкетные методы)»)
Подготовьте доклад об исследовательском проекте Массачусетского технологического института. В докладе должны быть отражены:
· причины, побудившие исследователей к изучению факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию;
· основные результаты исследования: влияние выделенных 5 факторов на мотивацию в зависимости от срока работы на одной и той же должности;
· основные практические выводы: рекомендации для поддержания мотивации сотрудников.
Методические указания. О Массачусетском эксперименте можно прочесть, например, в книге «Управление по результатам» (Управление по результатам: пер. с финск./Общ.ред. Я.А. Лейманна. – М.: «Прогресс», 1993. С. 198-201). Текстовый отрывок из этой книги прилагается к данному курсу в качестве дополнительного материала на электронных носителях.
Задание 12. (к теме 2.7. «Изучение профессиональных установок и мотивации (ориентационный тест Басса, ЦТ Люшера, анкетные методы)»)
Законспектируйте 7 возможных у подростков типов мотивации выбора профессии, выделяемых Л.А. Ясюковой. При какой мотивации есть вероятность того, что в дальнейшем подросток будет успешно работать по выбранной специальности и станет квалифицированным специалистом?
Методические рекомендации. Тест мотивации выбора профессии Л.А. Ясюковой описан в ее методическом руководстве «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» и приводится в качестве дополнительных материалов на электронных носителях.
Задание 13. (к теме 2.7. «Изучение профессиональных установок и мотивации (ориентационный тест Басса, ЦТ Люшера, анкетные методы)»)
Подготовьте доклад о результатах исследования Белавиной О.В., посвященного становлению профессиональных установок продавцов.
Методические указания. Краткие результаты исследования были опубликованы в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной психологии» (2007 г.); прилагаются в качестве дополнительных материалов по курсу на электронных носителях.