Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

 

1. Какие факторы обуславливают необходимость обучения персонала?

Обучение - это упорядоченный опыт научения, направленный на развитие способностей до уровня специфических умений, знаний или установок. Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено следующими тремя факторами.

1. Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации. Успех на пути достижения важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен ос стратегических целях и насколько он заинтересован и подготовлен к работе по их достижению.

2. Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации. Обучение является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность оказывать влияние и повышать потенциал человеческих ресурсов, способствуя успешному достижению целей организации.

Обучение способствует расширению возможностей работника, как профессиональных, так и личностных, повышая тем самым его профессиональную ценность, развивает уверенность работника в его действиях, способствует развитию его профессиональной самостоятельности.

3. Без своевременного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становиться невозможным. Хорошее обучение помогает успешно реализовать стратегию развития и объединяет организацию в единое целое.


2. Что такое ротация кадров?

Ротация работ означает периодическую передвижку работника от одной работы к другой, чтобы путем ознакомления на собственном опыте с деятельностью различных участков расширить кругозор работника и развить его способности.

Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.

Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, то есть владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразным производительным трудом.

Например, в немецкой машиностроительной компании поступающие на работу молодые рабочие в течение первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых в их цехе, переходят от одного рабочего места к другому через каждый месяц. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ.

Но ротация обладает одним серьёзным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения – высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной производственной операции на другую.

 

3. В чем особенности обучения на рабочем месте?

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Обучение рабочих непосредственно на рабочем месте носит оперативный и всегда вполне конкретный характер - так как такое обучение ориентировано, прежде всего, на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы. Определяющим признаком такого обучения является то, что оно организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников.

Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников Вашей организации и в стенах Вашей организации.

Обучение на рабочем месте характерно прежде всего для рабочих и служащих простых должностей.

В учебном процессе используются такие методы, как:

1. «Копирование» - работник прикрепляется к специалисту, учится, копируя действия этого человека.

2. Наставничество – занятия менеджера со персоналом в ходе ежедневной работы.

3. Делегирование части функций передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работ.

4. Постепенное усложнение задания - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнения задания.

5. Ротация

6. Использование конкретных методик, инструкций (например, как работать с конкретной машиной и т. п.).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: