Реформы в области культуры и быта

В XVII – первой четверти XVIII вв. происходят серьезные изменения в русском быту. Уже в XVIII в. многие современники отмечают такое новое явление жизни как «обмирщение», то есть снижение влияния церкви на быт, частную жизнь, художественную культуру. В современной научной литературе такое явление называют еще секуляризацией культуры и быта.

Обмирщение подготовило петровские реформы в области культуры и быта. Обычно они хорошо описаны в учебниках, и усвоение этих вопросов не вызывает затруднений. Следует помнить, что хотя в бытовой жизни россиян петровского времени появилось огромное количество заимствованных западных слов, в большинстве своем они не являются специальными терминами. Часть из них устарела, и сегодня при изложении такие слова с успехом заменяются современными эквивалентами. Другие — обрусели и не воспринимаются сегодня как иностранные.

Среди специфических терминов можно выделить два.

Ассамблея — так Петр I назвал публичные собрания, учрежденные им в 1718 г. под впечатлением от увиденных во время путешествия по Франции балов. Уклад ассамблей был демократичен и направлен на слом русской традиции: на ассамблеи допускались все, состоящие в службе, им предписывалось привозить с собой жен и дочерей, устроитель ассамблеи мог не кормить гостей, обеспечив их только напитками, музыкой и настольными играми, встречать, провожать и потчевать гостей воспрещалось, в залах разрешалось курить. Поскольку все это не соответствовало русской традиции гостеприимства и не одобрялось значительной частью общества, то за организацией ассамблей в Петербурге и Москве следила полиция.

Кунсткамера — это первый российский общедоступный музей. Название его было заимствовано из Западной Европы, где кунсткамеры были необычайно распространены в XVII – начале XVIII вв. Кунсткамеры являлись универсальными музеями, где собирались разнообразные экспонаты: препараты по зоологии и анатомии, гербарии, коллекции путешественников, технические новинки и диковинки, картины и т.п. Петр учредил Кунсткамеру в Петербурге на основе собственных коллекций в 1714 г., с 1718 г. она стала общедоступной, выполняя просветительскую функцию. После смерти Петра I его личные вещи также были переданы в Кунсткамеру.

Два описанных новшества ярче всего иллюстрируют основные направления петровских реформ в области культуры и быта: подражание западноевропейским образцам, стремление к открытию быта и распространению научных знаний, просвещению.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Как Вы понимаете термин «первые Романовы»? Перечислите их.

2.Сравните систему органов власти и управления допетровской России и Российской империи. В чем Вы видите сходства, а в чем — различия?

3.Что такое Табель о рангах? Сколько рангов она насчитывала? Какова роль этого закона в истории России?

4.Что такое доктрина меркантилизма? Как проявлялись меркантилистские воззрения в политике первых Романовых и Петра I.

5.Что такое Берг-привилегия?

6.Какие общие черты Вы видите в экономических и военных преобразования первых Романовых и Петра I.

7.Каковы были основные направления преобразований Петра в области культуры и быта?



ЛИТЕРАТУРА.

Основная. (Учебники и справочники).

1. Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2003.

2. Высшие органы государственной власти и управления России. IX–XX вв.: Справочник. / Под общ. ред. А.С. Тургаева. СПб., 2000.

3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.

4. Зуев М.Н. История России: Учебник для ВУЗов. М., 2002.

5. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник. / Ред.-сост. В.Ф. Блохин. Смоленск–Брянск, 1999.

6. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 1998.

7. Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. пособие. М., 2003.

8. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г.: пособие для вузов. М., 2004.

Дополнительная.

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

3. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988.

4. Горский А.А. «Всего еси исполнена земля русская…»: Личность и ментальность русского средневековья: Очерки. М., 2001.

5. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2003.

6. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М., 2001.

7. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XII–XIV вв.). М., 2000.

8. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. — кодекс феодального права России. Л., 1980.

9. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998.

10. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

11. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ в.): В 2 т. СПб., 2000.

12. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

13. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., 2002.

14. Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989

15. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.

16. Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.

17. Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб., 2002.

18. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

19. Фроянов И.Я. Киевская Русь. СПб., 2003.

20. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 2002.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………...

Алгоритм исторического определения ………….…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: