В) Теория «крестьянского социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

 

На рубеже 1840—1850-х гг. создается оригинальная теория «русского социализма», основные идеи которой были разработаны А.И. Герценом в его работах «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и «О развитии революционных идей в России», написанных в 1849―1853 гг.

Первоначально, увлекшись диалектикой Г.Гегеля, в 1842–1845 гг. А.И. Герцен создает два известных философских трактата «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы», в которых одним из первых русских мыслителей попытался подвести теоретическую базу под русское освободительное движение. Он не только усвоил диалектику Г. Гегеля, но отчасти и преодолел ее. В отличие от великого немецкого философа, который «останавливал» общественное развитие на «высшем идеале» в лице прусской конституционной монархии, А.И. Герцен рассматривал общественный прогресс как непрерывное движение и обновление. Кроме того, он впервые обосновал и вооружил русских радикалов мыслью о решающей роли народных масс как в самом революционном движении, так и в историческом процессе в целом.

В 1853 г. А.И. Герцен, тесно связанный с банкирским кланом Ротшильдов, основал в Лондоне «Вольную русскую типографию», в которой выпустил восемь сборников журнала «Полярная звезда» (1855―1859), а затем в 1857―1867 гг. совместно с Н.П. Огаревым выпускал и редактировал газету «Колокол».

Первоначально А.И. Герцен был увлечен классической немецкой философией и французским утопическим социализмом. Поражение европейских революций 1848–1849 гг., а также его знакомство с варварским капитализмом Англии и Франции породили у А.И. Герцена разочарование в идеях европейского утопического социализма и заставили его кардинальным образом пересмотреть свои прежние взгляды.

В этот период он создает оригинальную теорию «русского социализма», основные постулаты которой состояли в следующем:

• опираясь на славянофильскую доктрину самобытного развития России, А.И. Герцен утверждал, что она в состоянии миновать капиталистическую стадию развития;

• социалистический общественный строй изначально утвердится именно в России, поскольку здесь сохранилась крестьянская поземельная община и мирское общинное самоуправление;

• крестьянская община, где отсутствует частная собственность на землю и сохраняется традиционный дух коллективизма, является основной и готовой ячейкой будущего социалистического общества.

Так возник «русский социализм» А.И. Герцена, который до сих пор нередко называют «крестьянским», или «общинным» социализмом, главные цели которого состояли:

• в освобождении крепостных крестьян с землей без какого-либо выкупа за нее и за свою свободу;

• в ликвидации помещичьего землевладения;

• в установлении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей;

• в уничтожении самодержавия и введении республиканского правления в России.

Идеи А.И. Герцена позднее были взяты на вооружение Н.Г. Чернышевским и идеологами народничества, которые истово верили в возможности построения в России «крестьянского социализма». Хотя, как полагают ряд историков (Л. Ляшенко), сам Н.Г. Чернышевский совершенно иначе, нежели А.И. Герцен и народники, оценивал историческую роль крестьянской общины в процессе перехода от феодализма к социализму. Он утверждал, что она должна исполнить роль «общественной формы производства», которая вытеснит капиталистическую систему хозяйства и окончательно утвердит общественное производство и потребление. После чего сама община, как форма производственной ассоциации, исчезнет с исторической арены.

 

Тема: Русская культура первой половины XIX в.

 

 

План:

 

1. Предварительные замечания.

2. Развитие системы просвещения.

3. Развитие науки и научных знаний.

4. «Золотой век» русской литературы.

5. Журналистика и издательское дело.

6. Развитие архитектурного творчества.

7. Живопись и скульптура.

8. Театральное и музыкальное искусство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: