Термин «Логистика» имеет греческие корни – это счетное искусство или искусство вычисления, рассуждения.
В современных словарях логистика трактуется в двух значениях:
1) математическая логика;
2) техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области.
В истории развития логистики с позиции экономики принято выделять следующие этапы:
1) период с 1915 по 1950-е гг. – «период фрагментаризации»: возникновение и развитие отдельных фрагментов (элементов) логистики, таких как грузопереработка, складирование, закупки, транспортировка, управление запасами, планирование потребностей и сбыта, развитие военной логистики и т. д.
Появились первые логистические организации и сообщества – старейшая организация в США − Национальная ассоциация проблем управления закупками (1915 г.). В 1967 г. преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
2) 1960-е гг. – «период становления»: формируется материальный менеджмент, физическое распределение, производственный (операционный) менеджмент; быстро развивается теория и практика логистики; изменяется стратегия в формировании запасов; внедряются информационно-компьютерные технологии; в конце 1960-х гг. сформулирована концепция бизнес-логистики; возникают новые логистические организации – Совет логистического менеджмента, Американское общество инженеров-логистиков и др.
|
|
3) 1970-е г. – «период развития»: внедрение основных принципов бизнес-логистики; применение микрологистических систем MRP, KANBAN; развитие транспортно-складского оборудования, новых видов тары, упаковки, внедрение контейнерных перевозок и т. д.
4) с 1980-х гг. начался «период интеграции»: бурное развитие теории и практики логистики; внедрение персональных компьютеров; применение логистики, как инструмента, при глобализации рынка; повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством (TQM); развитие микропроцессорной техники; рост партнёрства и стратегических союзов; повышение качества обслуживания; внедрение новых логистических технологий в производстве и дистрибьюции (MRP II); создание международных логистических систем, логистических центров физического распределения; межнациональных коммуникационных информационно-компьютерных систем.
На современном этапе основными предпосылками развития логистики являются:
- углубление специализации в промышленности;
- развитие мировых интеграционных процессов;
- усиление конкуренции во всех областях бизнеса;
- развитие информационно-компьютерных технологий;
- внедрение гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования;
|
|
- повышение качества сервиса и т. д.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
Предмет логистики – организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции.
Содержание логистики заключается в установлении причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессам товародвижения, эффективным организационным методам и формам управления материальным и информационным потоками.
Логистикой, как наукой, применятся общий метод - диалектический.
В современных условиях по функциональному признаку выделяют следующие виды логистики: закупочную; логистику производственных процессов; логистику запасов; транспортную логистику; информационную логистику и т.д.
Все рассмотренные виды логистики реализуются с помощью воздействия на звенья логистической цепи.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя, а также в случае личного непроизводственного потребления.
Логистическая цепь характеризуется следующими основными звеньями:
- поставкой материалов, полуфабрикатов и сырья;
- хранением сырья и продукции;
- производством товара;
- распределением, включающим отправку товара со склада готовой продукции;
- потреблением готовой продукции.
Звенья логистической цепи состоят из отдельных взаимосвязанных элементов, совокупность которых образует материальную составляющую логистики.
К материальной составляющей логистики относят:
- любое транспортное средство;
- систему складского хозяйства;
- средства управления и связи.
Логистическая система – это вариант адаптивной системы с обратной связью, выполняющей те или иные логистические функции. Наличие возможности по проведению анализа уровней элементов логистической системы и планированию различных операций предопределяют ее разгруппировку на микрологистику и макрологистику.
Характеристика макрологистики связано с тем, что формируемая цепь, через которую ритмично и последовательно протекают определенные материальные потоки, состоящие их некоторой группы самостоятельных хозяйствующих субъектов, и сквозные материальные потоки на выходе, имеют заранее спроектированные контролируемые показатели.
При этом самостоятельность хозяйствующих субъектов – звеньев материалопроводящих цепей, в большей мере реализуется в целях согласованности в управлении сквозными материальными потоками. Нужные грузы начинают поступать в требуемые места, в необходимое время, в требуемом количестве, запрашиваемого качества. Тогда продвижение материальных потоков по всей цепи начинает осуществляться с минимальным объемом затрат.
Обеспечение операций по подготовке, планированию, реализации и контролю за процессом перемещения товара внутри предприятия возложено на микрологистику. Основная задача микрологистики связана разработкой тщательно взвешенных и обоснованных предложений, которые способствуют достижению максимальной эффективности работы предприятий, повышению ее рыночной доли и связана с получением преимуществ перед конкурентами. Реализация данной задачи происходит с помощью создания эффективных систем по регулированию и контролю материального и информационного потоков, обеспечивающих высокое качество перевозки продукции.
|
|
Под материальным потоком в логистике принято понимать: груз, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе их участия в различных логистических операциях.
Размерность материального потока представляет собой показатель, в числителе которого указана единица измерения груза (литр, тонна и т.д.), а в знаменателе единица отсчета времени (сутки, декада, месяц, квартал, год).
Подразделение материальных потоков происходит по следующим признакам:
- по отношению к логистической системе;
- по натурально-вещественному составу потока;
- по количеству образующих поток грузов;
- по удельному весу образующего поток груза;
- по степени совместимости грузов;
- по консистенции грузов.
Таблица 1.1
Классификация и характеристика основных видов
материального потока
Классификационный признак | Вид и характеристика материального потока |
1 | 2 |
Отношение к логистической системе | - внутренние материальные потоки – образуются в результате осуществления логистической операции с грузом внутри логистических систем. - внешние материальные потоки протекают во внешней среде для предприятия. К данной категории относятся не любой груз, перемещаемый вне предприятия, а только те, к происхождению которых хозяйствующий субъект имеет отношение. - выходные материальные потоки – поступают из логистических систем во внешнюю сферу. - входные материальные потоки – поступают в логистические системы из внешней среды. |
Натурально-вещественный состав потока | - одноассортиментный материальный поток. - многоассортиментный материальный поток. |
Количество образующих поток грузов | - массовый поток грузов возникает в результате перемещения груза не единичной транспортной системой, а их совокупностью, например железнодорожные составы, колонны автомашин. - крупный поток – группа вагонов, судов, автомашин. - средний поток занимает промежуток между мелким и крупным. - мелкий поток – образует объем груза, не позволяющий полностью использовать грузоподъемность транспортных средств и требует совмещения при перевозке с другими, попутными грузами. |
Удельный вес образующего поток груза | - легковесный поток представлен грузом, не позволяющим полностью применить грузоподъемность транспорта. - тяжеловесный поток обеспечивает полную эксплуатацию грузоподъемности транспортного средства и требует для хранения меньший складской объем. |
Степень совместимости грузов | - совместимый материальный поток. - несовместимый материальный поток. |
|
|
Продолжение таблицы 1.1
Классификационный признак | Вид и характеристика материального потока |
1 | 2 |
Консистенция грузов | - насыпные грузы характеризуются главным свойством – сыпучестью. - навалочные грузы - перевозятся без тары, например: соль, уголь, руда, песок и др. - тарно-штучные грузы перевозятся в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары. - наливные грузы – это грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. |
Движение материального потока сопровождается финансовыми и информационными потоками.
Направленное движение финансового ресурса, связанное с материальным, информационным и иным потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее называется финансовым потоком.
Обслуживание материального потока в логистике, с целью финансового обеспечения, связано с реализацией их продвижения с помощью финансовых ресурсов в достаточном количестве, а также в оптимальные сроки и с применением необходимых источников финансирования.
Классификация основных видов финансовых потоков представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Классификация и характеристика основных видов
финансовых потоков
Классификационный признак | Вид и характеристика финансового потока |
1 | 2 |
По отношению к логистической системе | внешние, внутренние. |
По направлению движения | входящие, исходящие. |
По назначению | - закупочный (обусловлены процедурой закупки товара); - инвестиционный поток; - материальные затраты (обусловлены производственной деятельностью предприятия); - возникающий в процессе продажи и дистрибьюции товара. |
По способу переноса авансированной стоимости | - основные фонды; - оборотные средства. |
Продолжение таблицы 1.2
Классификационный признак | Вид и характеристика финансового потока |
1 | 2 |
По форме расчета | - наличные – это денежные потоки, которые характеризуются движением наличных средств; - безналичные – информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств. |
По форме оплаты | - денежная; - натуральная. |
По источнику финансирования | - собственные; - заемные. |
По виду обслуживаемых потоков | - материальные; - информационные; - трудовые; - сервисные. |
Участие в производственном процесса | - единовременные (инвестиционные) - текущие. |
По виду хозяйственных связей | - горизонтальные; - вертикальные. |
Поток сообщений в документной, устной и других формах, соответствующий материальному потоку в логистической системе, предназначенный в основном для реализации управляющих функций называется информационным потоком.
Классификация информационных потоков представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Классификация и характеристика основных видов информационных потоков
Классификационный признак | Вид и характеристика информационного потока |
1 | 2 |
По отношению к логистической системе | внешние, внутренние. |
По виду носителей информации | –документы, оформленные на бумаге; – электронные (магнитные) носители, электронные программы и т.п. |
По времени возникновения и периодичности использования | on line, off line, регулярные, оперативные, периодические. |
По степени открытости и уровню значимости | закрытые, открытые, секретные (конфиденциальные), коммерческие, заказные, простые. |
По способу передачи данных | курьер, телефон, почта, телевидение, радио, факс, электронная почта, телекоммуникационные сети |
Как и большинство наук, логистика, построена на определенных принципах.
В научных источниках выделяют следующие основные принципы логистики (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Принципы логистики
Функционирование логистики базируется на определенных правилах, которые принято называть правилами «семи R», или «Семь правил логистики»:
ГРУЗ – необходимый продукт (груз);
КАЧЕСТВО – достаточного уровня качества;
КОЛИЧЕСТВО – в требуемом объеме (количестве);
ВРЕМЯ – следует транспортировать во время заявленное получателем (оговоренное в договоре);
МЕСТО – в заявленный пункт назначения;
ПОТРЕБИТЕЛЬ – потребителю, указанному в качестве получателя;
ЗАТРАТЫ – с максимально низким уровнем затрат.
Представленные правила отражают большинство характеристик логистики, определяющих и отражающих ее специфику, а также учитывают результативность её цельного функционирования.
Логистическая деятельность осуществляется посредством реализации определенных логистических функций.
Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей в логистических системах – это л огистическая функция.
К основополагающим логистическим функциям относятся:
1. прогнозирование спроса и изучение рынка на отдельные виды продукции;
2. приобретение и складирование материальных ресурсов, управление запасами и принятие решений об их размерах;
3. организация в производстве материальных потоков;
4. организация распределения товаров.