В основе классификации основных видов логистики лежит функциональный признак (сфера предпринимательства), где принято выделять:
- закупочную логистику;
- логистику снабжения;
- логистику запасов;
- логистику производственных процессов;
- распределительную логистику;
- транспортную логистику;
- информационную логистику;
Рассмотрим основные характеристики представленных выше видов логистики.
Закупочная логистика - это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами.
Закупочной логистике характерно: выбор поставщиков, заключение договоров и контроль за их исполнением, принятие мер в случае нарушения условий поставки. Все эти функции выполняет служба снабжения.
К основным задачам закупочной логистики относятся следующие:
1) определение потребности в материальных ресурсах;
2) исследование рынка закупок;
3) выбор поставщиков;
4) осуществление закупок;
5) контроль поставок;
6) подготовка бюджета закупок;
7) координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.
|
|
Логистика снабжения – процесс, отражающий организацию и планирование поставок продукции материально-технического назначения, складирование и хранение запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции, распределение и транспортировку материальных ресурсов и товаров производственного и потребительского назначения. Понятие «снабжение» является более широким, чем закупки, так как предусматривает закупки и поставки материальных ресурсов. В свою очередь к закупкам относится приобретение товаров и услуг в обмен на денежный или иной эквивалент.
Логистика запасов – применяется для обеспечения непрерывности производственного процесса, предотвращения сбоев вследствие отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершённого производства и минимизации затрат, связанных со снабжением.
К основным задачам логистики запасов относят: формирование оптимальной системы управления запасами, минимизацию затрат на хранение, минимизацию потерь товаров при хранении, разработку и исполнение графиков расходования и пополнения запасов.
Основными системами управления запасами являются:
· Системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
Важнейшим параметром в данной системе выступает размер заказа, его объем четко зафиксирован и не подлежит изменению ни при каких условиях работы системы.
Оптимальный размер заказа по критерию минимального уровня совокупных затрат по хранению запасов и повторению заказов определяется по формуле (формуле Вильсона):
|
|
, (1)
где ОРЗ – оптимальная величина заказа, шт.,
А – объем затрат на поставку единицы заказываемого продукта, руб.,
С – потребности в заказываемых продуктах, шт.,
i – затраты для хранения единицы заказываемых продуктов, руб./шт.
Если пополнение запаса на складе осуществляется за определенный временной период, то формула (1) преобразуется с учетом коэффициента, учитывающего скорость данного пополнения:
, (2)
где k – это коэффициент, учитывающий скорости пополнений запасов на складах.
Функционирование системы с фиксированным размером заказа представлено на рисунке 1.2.
· Системы управления запасами с фиксированными интервалами времени между заказами.
Данная система определяется тем, что заказы делаются в строго определенные моменты времени. И нтервал времени между заказами с учетом оптимального размера заказа позволяет снизить совокупныезатраты по хранению запасов иповторению заказов, атакже оптимизировать сочетание взаимодействующих факторов.
Интервал времени между заказами определяется следующим образом:
, (3)
где N – количество рабочих дней в году, дни,
S – потребность в заказываемом продукте, шт.,
ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт.
· Прочие системы управления запасами:
- системы с установленными периодичностями пополнения запасов до постоянного уровня;
- системы «Минимум-максимум».
Рис. 1.2. График движения запасов в системе управления запасами с фиксированным размером заказа
Функционирование систем по управлению запасами с фиксированными интервалами времени между заказами показано на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. График движения запасов в системе управления запасами с фиксированными интервалами времени между заказами
Производственная логистика – процесс управления внутри предприятия создающего материальные блага или оказывающего услуги. Данный вид логистики функционирует внутри одного предприятия, причем поток идет в результате принятия управленческих решений.
В производственной логистике выделяют «тянущую» и «толкающую» системы организации.
«Толкающие системы» представляют собой системы организации производства, в которых предметы труда, поступающие на производственные участки, непосредственно этими участками у предыдущих технологических звеньев не заказываются. Материальные потоки «выталкиваются» получателям по команде, поступающей на передающие звенья из центральных систем управления производством (рис. 1.4).
В современных условиях реализуются различные варианты толкающих систем под названием «системы МRР».
«Тянущие системы» организации логистических процессов на производстве представляют собой системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующие технологические операции с предыдущих по мере необходимости.
Рис. 1.4. Схема толкающих систем управления материальными потокам в рамках внутрипроизводственных логистических систем
К тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относится система « Канбан » (карточка - перевод с японского языка), разработанная и реализуемая фирмой «Тойота».
Механизм функционирования тянущей системы показан на рисунке 1.5.
Распределительная логистика - процесс управления материальными потоками в момент реализации готовой продукции. Данным видом логистики занимаются как предприятия, так и торгово-посреднические фирмы.
|
|
Выбор логистических каналов сводится к изысканию существенных резервов по повышению эффективности логистического процесса.
Рис. 1.5. Тянущие системы по управлению материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем
Транспортная логистика – управление материальным потоком на транспорте. Следовательно, работа транспортных средств, принадлежащего специальным транспортным организациям или выполняемая собственным транспортом, все это транспортная логистика.
Транспортной логистике свойственна концепция интеграции транспорта, производства, снабжения и сбыта, концепция поиска и реализации оптимальных решений по всем процессам движения материальных потоков в сферах производства и обращения с помощью критерия минимизации расходов на производство, снабжение, транспортировку и сбыт.
Информационная логистика – организация информационного потока внутри хозяйствующего субъекта, а также обмен информацией между различными участниками логистического процесса, находящимися на значительном расстоянии друг от друга. В качестве объекта исследования данного вида логистики выступают: информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, информационными технологиями и другими вопросами, связанными с организацией информационного потока.
На уровне предприятия выделяют следующие виды информационных систем:
- плановая информационная система;
- диспозитивная (или диспетчерская) информационная система;
- исполнительная (или оперативная) информационная система.