В логистике необходимо постоянно распределять, продвигать, и перераспределять материальный поток. Для реализации этого процесса привлекаются распределительные центры. Сеть распределительных центров способствует эффективному управлению материальным потокам и минимизации затрат на определенные логистические операции (транспортировку, расфасовку, перегрузку и др.) и, что приводит к уменьшению цены конечного продукта для потребителя.
Распределительные центры представляют собой складские комплексы, которые получают товары от производителей или от предприятий оптовой торговли и распределяют их более мелкими партиями по предприятиям розничной или мелкооптовой торговли через товаропроводящую сеть.
В распределительном центре выполняются следующие операции: сортировка, отбор, сборка, укрупнение, разделение, упаковка, складирование, хранение, грузообработка, пакетирование, контейнеризация, поставка и транспортировка груза. Каждый центр характеризуются мощностью (объемом), конкретным месторасположением (собственной зоной экономических интересов, определяемой логистической линией).
|
|
Расположение распределительных центров обычно находится недалеко от производства продукции, рынков сбыта или на равном удалении от точки производства продукции и мест продажи.
Каждая из стратегия расположения распределительных центров имеет свои преимущества.
Расположение центров рядом с рынками сбыта наилучшим образом способствует пополнению запасов клиентов. Географические размеры рынка, который обслуживается таким складом, зависит от желаемой скорости поставок, от среднего размера заказа и от величины удельных расходов на местную транспортировку. Такие склады часто встречаются в торговле пищевыми продуктами или промышленными товарами массового использования. Размещение вблизи рынков сбыта характерно для многих отраслей. Такая стратегия экономически оправдана, поскольку это самый дешевый способ быстрого пополнения запасов.
Расположение рядом с производством способствует распределительным центрам в накоплении необходимого количества ассортимента продукции для поставок покупателям. Располагая склады рядом с производствами дает возможность отправлять смешанные грузы по специальным тарифам. Высокий уровень сервиса распространяется на весь ассортимент поставляемой продукции – это одно из преимуществ такого размещения. Следовательно, целью производителя в данной стратегии становится наилучшее проявление себя среди других поставщиков.
При промежуточном расположениицентров между производством и потреблением складские структуры работают по той же схеме, что и центры, расположенные вблизи производства: накапливают полный ассортимент продукции и отправляют заказчикам смешанные партии товаров по льготным тарифам.
|
|
Функции, расположение и мощность распределительного центра зависит от размера материального потока, стратегии и финансового состояния предприятий, которые проектируют сеть распределительных центров. При этом учитываются: уровень обслуживания клиентов, стоимость транспортировки, складирование грузов, складские переработки грузов, системы управления, оформление заказов.
Наилучшей товаропроводящей сетью с распределительными центрами является сеть, которая обеспечивает наивысший уровень обслуживания потребителей при минимальных общих затратах.
В соответствии с выбранной стратегией расположения товаропроводящая сеть может быть организована как централизованная структура (с единым крупным распределительным центром) и децентрализованная структура (с несколькими распределительными центрами).
В централизованных товаропроводящих сетях распределительные центры направляют товары, созданные предприятиями-производителями, конечными или промежуточными потребителями в различные регионы страны. При таком способе возможно сокращение размера запасов хранения на складе готовой продукции у предприятий-производителей. При этом изготовители отгружают одновременно всю производимую продукцию в распределительные центры. Недостатки данного способа – значительные транспортные расходы по доставке товаров многочисленным потребителям – заказчикам товаров.
При децентрализованной распределительной системе общие материальные запасы и стоимость нескольких распределительных центров будут выше, чем в централизованной системе. Но стоимость доставки товаров потребителям будет меньше из-за того, что распределительные центры находятся на территории товарных рынков, вблизи потребителей. При этом отдельным распределительным центрам проще исследовать свои региональные рынки, и они могут гибко реагировать на ситуацию на этих рынках. Недостатки данной системы выражаются в том, что на небольших региональных складах сложно добиться такой же низкой себестоимости переработки грузов, как на крупном автоматизированном распределительном центре централизованной системы.
Затраты связанные с оформлением заказов в централизованных распределительных системах могут быть значительными и сокращаться при увеличении численности распределительных центров, так как в случае расположения складов в разных регионах и приближения их к потребителям, то взаимодействия с клиентами становится более оперативным и дешевым.