Анализ внешней среды предприятия

Анaлиз внeшнeй cpeды cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo paзpaбoтчики cтpaтeгии кoнтpoлиpyют внeшниe пo oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopы c цeлью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и внoвь oткpывaющиecя вoзмoжнocти. Анaлиз внeшнeй cpeды пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.

Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей:

– макросреда (отдаленное окружение);

– микросреда (отраслевое или ближнее окружение).

Макросреда включает общие реакции, которые не касаются краткосрочной деятельности организации, но могут влиять на ее долгосрочные решения. Стратегическими факторами макросреды считаются направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.

В настоящее время исследуемое предприятие сотрудничает с такими крупными клиентами как ОАО «Российские железные дороги», ООО «Симтрейд» г.Москва, ООО «Проминвест-Стандарт» г.Москва, ОАО «Орлэкс» г.Орёл, ОАО «АМО «ЗИЛ» г.Москва, ЗАО «РААЗ» г.Рославль, ЗАО «РЗАА» г.Рязань, ООО «Автоагригат» г.Ливны, ОАО «Тулачермет», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Кольчугинский завод по обработке цветных металлов» и др.

В число зарубежных потребителей продукции и услуг ОАО «Мценский литейный завод» входят: ООО «СТАБ» г.Борисов (Белоруссия), OMI Indastries (США), Festo, Avtex (Германия), ОАО «Гидросила» (Украина), «East Allois & Metals Anstalt» (Лихтенштейн) и прочие контрагенты – Литва, Молдова, Казахстан.

Если же говорить о поставщиках, то ОАО «МЛЗ» установило долгосрочные и дружеские связи с основными поставщиками сырья и расходных материалов для изготовления продукции. Поставщиками являются: ЗАО «Цветметэкология», «РССУ», ООО «Удай», ЗАО «Сплавмет», ЗАО МК «Латуни», все они находятся в Орловской или соседних Тульской, Брянской, Московской областях. Дочерняя организация ОАО «Орловские металлы» поставляет большую часть сырья по договору на уровне рыночных цен, преимущество в выборе поставщика – близкое расположение, качество сплавов. Кроме поставок сырья, данное предприятие также обеспечивает железнодорожные перевозки вагонов, как ветвевладелец ж/д путей.

Можно сделать вывод, что ОАО «Мценский литейный завод» имеет постоянных поставщиков, пользуется скидками, соответственно сотрудничество происходит на выгодных условиях для завода. В свою очередь со стороны поставщиков выполняют заказы вовремя, без проволочек.

Целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций и событий, неподконтрольных организации, которые могут повлиять на потенциальную эффективность ее стратегий. Для анализа и прогноза используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, экспертные методы.

В виду того, что число возможных факторов макросреды достаточно велико, рекомендуется рассматривать четыре узловых направления (рисунок 7), анализ которых получил название PEST – анализ (political-logal – политико-правовые, economic – экономические, sociocultural – социокультурные, technological forces – технологические факторы).

Микросреда внешнего окружения состоит из большого числа заинтересованных в деятельности организации групп. Каждая группа использует собственные критерии оценки функционирования организации, т.е. оценивает деятельность организации с точки зрения своих интересов

При оценке микросреды ОАО «Мценский литейный завод» также следует изучить конкурентов. В Орловской области у организации существуют несколько непосредственных конкурентов: ООО «Орловский литейный завод имени Медведева», ОАО «Орловский сталепрокатный завод», ОАО «Орловские металлы».

 

Внешняя среда
Политико-правовые факторы: - правительственная стабильность; - налоговая политика; - антимонопольное законодательство; - охрана природной среды; -внешнеэкономическое законодательство; - политика к иностранному капиталу; - профсоюзы и т.д.
Экономические факторы: - тенденции валового национального продукта; - стадия делового цикла; - курсы национальных валют; - уровень инфляции; - контроль цен и заработной платы; - цены на энергоресурсы; - инвестиционная политика и т.д.
Социокультурные факторы: - демографическая структура; - стиль жизни, обычаи; - социальная мобильность; - активность потребителей и т.д.
Технологические факторы: - затраты на НИОКР; - защита интеллектуальной собственности; - государственная политика в области НТП; - новые продукты и т.д.

     Рисунок 7 – Основные направления анализа факторов внешнего окружения

Среди относительно большого числа существующих фирм в России, занимающихся подобной деятельностью, можно выделить несколько основных конкурентов, производящих подобную продукцию. Таковыми являются:

- ОАО «Камский литейный завод» - основной поставщик литейной продукции для КАМАЗа;

- ООО «Промтрактор-ПРОМЛИТ», основной поставщик чугунных литых заготовок запчастей, узлов и деталей для Чебоксарского завода промышленных тракторов;

- ОАО «Металлургический завод «Ижмаш», специализирующийся на производстве заготовок деталей для автомобилестроения;

- ОАО «Мотордеталь» - основная продукция гильзо-поршневые группы к автомобилям, тракторам и комбайнам, поставщик моторных заводов;

- ОАО «Подольский машиностроительный завод», производящий анкерно-рельсовые соединения для железных дорог.

Основное назначение внешнего анализа – определить и понять сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в настоящем и будущем. Анализ внешней среды можно проводить с помощью SWOT – анализа, который представляет собой универсальный аналитический инструмент, областями применения которого могут быть: стратегический анализ, общий и целевой тактический анализ, функциональный анализ и т.д.

Сильные стороны и возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продажи и прибыли. Задача анализа заключается в том, чтобы выявить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество организации.

Слабые стороны и угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции организации к значительному уменьшению объема продаж и прибыли.

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры сравнивают внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Представим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ОАО «Мценский литейный завод» в матрице SWOT-анализа (таблица 5).

 

Таблица 5 – Матрица SWOT-анализа внешней среды ОАО «Мценский литейный завод»

  Возможности Угрозы
Сильные стороны С и В: - выдающаяся компетентность- выход на новые рынки или сегменты рынка; - хорошая репутация у покупателей- расширение- производственной линии; - преимущества в области издержек - возможность перейти в группу с лучшей стратегией С и У: - адекватные финансовые ресурсы- возможность появления новых конкурентов; - возможность получения экономии от роста объема производства - возможность появления новых конкурентов; - наличие инновационных способностей и возможности их реализации - рецессия и затухание делового цикла  
Слабые стороны Сл и В: - недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами - увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; - уязвимость по отношению к конкурентному давлению - вертикальная интеграция; - отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности - ускорение роста рынка Сл и У: - нет ясных стратегических направлений - неблагоприятные демографические изменения; - ниже среднего маркетинговые способности - изменение потребностей покупателей; - неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии - возрастание силы торга у покупателей и поставщиков

 

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: С и В (сила и возможности); С и У (сила и угрозы); Сл и В (слабость и возможности); Сл и У (слабость и угрозы). На каждом из полей рассмотрены все возможные парные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые расположены в поле С и В, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле Сл и В, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле С и У, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле Сл и У, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Таким образом, анализ среды позволяет сделать следующие выводы, что в деятельности предприятия присутствуют слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. А именно, у предприятия имеется сильная сторона и возможность, связанные с выдающейся компетентность, выходом на новые рынки, хорошая репутация у покупателей, расширение производственной линии, преимущества в области издержек. Одновременно у предприятия имеются такие сильные стороны как, адекватные финансовые ресурсы, возможность получения экономии от роста объема производства, наличие инновационных способностей и возможностей их реализации, но здесь возникают следующие угрозы: возможность появления новых конкурентов, рецессия и затухание делового цикла. Слабыми сторонами предприятия являются: недостаток управленческого таланта, уязвимость по отношению к конкурентному давлению, отсутствие некоторых типов ключевых квалификаций, нет ясных стратегических направлений, ниже среднего маркетинговые способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: