Сравнение статистических групп
· Проводится измерение ЗП после воздействия на двух группах, при этом группы потенциально являются неэквивалентными
· Пример: учебные группы
Квазиэкспериментальные планы
· Квазиэксперимент – метод исследования, предназначенный для проверки каузальных гипотез, при котором отсутствует полный контроль НП или ПП.
· Почему: не всеми НП можно управлять и не все ПП можно контролировать
· Зачем: проверка некоторых гипотез возможна только с помощью квазиэкспериментов
Виды квазиэкспериментальных планов
· План с неэквивалентными группами
· План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП
· План временных серий
План с неэквивалентными группами
· Тестирование до и после воздействия O1 X O2 / O3 _ O4
· Основные области применения: педагогическая психология, психология труда
· Основная угроза валидности: различия в ЗП могут быть вызваны ПП (неэквивалентностью групп), а не НП
Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Стратегии распределения испытуемых в группы: медианный критерий, метод контрастных групп, контроль ex post facto. Метод срезов. Кросс-культурные исследования.
|
|
План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП
· Констатируемые межгрупповые различия – физиологические, психофизиологические или психологические особенности испытуемых, которыми нельзя управлять, но можно на основании них распределять испытуемых по группам.
· Примеры: пол, личностные особенности
· НП должна обязательно предшествовать ЗП и быть объективно измеренной
Области применения
· Психология личности и дифференциальная психология
· Возрастная психология – метод срезов
· Социальная психология – кросс-культурные исследования
· Клиническая психология – сравнение нормы и патологии
Пример исследования
· Шиф и Выготский: исследование формирования понятий
Распределение испытуемых в группы
· Медианный критерий – с предварительным тестированием и разбиением выборки пополам
· Метод контрастных групп – с предварительным тестированием и распределением в группы испытуемых с полярными значениями по тесту
· Контроль ex-post facto – испытуемые отбираются в группы по целевому факту их автобиографии (снижена возможность рандомизации при подборе)
Понятие квазиэксперимента. План временных серий: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Эксперименты с исходным уровнем. Понятие обратимости. Исследования научения. Лонгитюдные исследования.
|
|
План временных серий
· Многократное тестирование ЗП на одной группе испытуемых
· Варианты:
o Эксперименты с исходным уровнем: многократное тестирование до и после воздействия
o Лонгитюдные исследования: в качестве НП выступает время
Области применения
· Когнитивная психология: исследования научения
· Возрастная психология: лонгитюдные исследования; формирующий эксперимент
· Социальная психология: изучение групповой динамики
· Клиническая психология и психиатрия: оценка эффективности воздействия
Эксперименты с исходным уровнем
· O1 O2 O3 O4 X O5 O6 O7
· Цель многократных предварительных тестирований – достижение устойчивого состояния ЗП (исходного уровня), мало подверженного действию факторов фона, тестирования, естественного развития и т.п.
· Чаще всего используются на малых выборках, а также при исследовании единичного случая
Варианты экспериментов с исходным уровнем
· Количество воздействий НП – Единичное или многократное действие НП
· Обратимость действия НП – Обратимые (ЗП возвращается к исходному уровню после прекращения действия активного уровня НП) и необратимые действия НП
Однократное необратимое действие НП
Однократное обратимое действие НП
Многократное обратимое действие НП
Частный случай: исследование научения
· ЗП: успешность выполнения задачи
· НП: количество повторений
Частный случай: формирующий эксперимент
· «Экспериментальногенетический метод»: в искусственных и относительно контролируемых условиях создаётся процесс психического развития
· Метод планомерного поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
ППФ УД
· Ориентировочная и исполнительная часть действия
· Ориентировочная основа действия (ООД) – система ориентиров, обеспечивающая правильное и безошибочное выполнение действия
· Этапы формирования умственных действий:
o Составление ООД
o Материальное действие
o Громкая социализированная речь
o Внешняя речь про себя
Формирующий эксперимент
· План временных серий, в котором гипотезы о механизмах исследуемых явлений проверяются с помощью искусственного внедрения гипотетического механизма (средства) в деятельность испытуемого.
· Предполагается, что изменения необратимы
Лонгитюдные исследования
· Квазиэксперименты с одной группой с многократным тестированием, где в качестве НП выступает время.
· Многократная фиксация психологических показателей в длительный период на одной и той же группе испытуемых
· O1 O2 O3 O4 O5 O6 O7
· Противопоставление методу срезов, где психологические показатели сравниваются у людей разных групп
Основные угрозы валидности в лонгитюдных исследованиях
· Проблема отбора
· Проблема выбывания
· Эффект тестирования