Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с неэквивалентными группами: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности

 

Сравнение статистических групп

· Проводится измерение ЗП после воздействия на двух группах, при этом группы потенциально являются неэквивалентными

· Пример: учебные группы

 

Квазиэкспериментальные планы

· Квазиэксперимент – метод исследования, предназначенный для проверки каузальных гипотез, при котором отсутствует полный контроль НП или ПП.

· Почему: не всеми НП можно управлять и не все ПП можно контролировать

· Зачем: проверка некоторых гипотез возможна только с помощью квазиэкспериментов

 

Виды квазиэкспериментальных планов

· План с неэквивалентными группами

· План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП

· План временных серий

 

План с неэквивалентными группами

· Тестирование до и после воздействия O1 X O2 / O3 _ O4

· Основные области применения: педагогическая психология, психология труда

· Основная угроза валидности: различия в ЗП могут быть вызваны ПП (неэквивалентностью групп), а не НП

 

Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Стратегии распределения испытуемых в группы: медианный критерий, метод контрастных групп, контроль ex post facto. Метод срезов. Кросс-культурные исследования.

 

План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП

· Констатируемые межгрупповые различия – физиологические, психофизиологические или психологические особенности испытуемых, которыми нельзя управлять, но можно на основании них распределять испытуемых по группам.

· Примеры: пол, личностные особенности

· НП должна обязательно предшествовать ЗП и быть объективно измеренной

 

Области применения

· Психология личности и дифференциальная психология

· Возрастная психология – метод срезов

· Социальная психология – кросс-культурные исследования

· Клиническая психология – сравнение нормы и патологии

 

Пример исследования

· Шиф и Выготский: исследование формирования понятий

 

Распределение испытуемых в группы

· Медианный критерий – с предварительным тестированием и разбиением выборки пополам

· Метод контрастных групп – с предварительным тестированием и распределением в группы испытуемых с полярными значениями по тесту

· Контроль ex-post facto – испытуемые отбираются в группы по целевому факту их автобиографии (снижена возможность рандомизации при подборе)

 

Понятие квазиэксперимента. План временных серий: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Эксперименты с исходным уровнем. Понятие обратимости. Исследования научения. Лонгитюдные исследования.

 

План временных серий

· Многократное тестирование ЗП на одной группе испытуемых

· Варианты:

o Эксперименты с исходным уровнем: многократное тестирование до и после воздействия

o Лонгитюдные исследования: в качестве НП выступает время

 

 

Области применения

· Когнитивная психология: исследования научения

· Возрастная психология: лонгитюдные исследования; формирующий эксперимент

· Социальная психология: изучение групповой динамики

· Клиническая психология и психиатрия: оценка эффективности воздействия

 

Эксперименты с исходным уровнем

· O1 O2 O3 O4 X O5 O6 O7

· Цель многократных предварительных тестирований – достижение устойчивого состояния ЗП (исходного уровня), мало подверженного действию факторов фона, тестирования, естественного развития и т.п.

· Чаще всего используются на малых выборках, а также при исследовании единичного случая

 

Варианты экспериментов с исходным уровнем

· Количество воздействий НП – Единичное или многократное действие НП

· Обратимость действия НП – Обратимые (ЗП возвращается к исходному уровню после прекращения действия активного уровня НП) и необратимые действия НП

 

Однократное необратимое действие НП

 

Однократное обратимое действие НП

 

Многократное обратимое действие НП

 

Частный случай: исследование научения

· ЗП: успешность выполнения задачи

· НП: количество повторений

 

Частный случай: формирующий эксперимент

· «Экспериментальногенетический метод»: в искусственных и относительно контролируемых условиях создаётся процесс психического развития

· Метод планомерного поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)

 

ППФ УД

· Ориентировочная и исполнительная часть действия

· Ориентировочная основа действия (ООД) – система ориентиров, обеспечивающая правильное и безошибочное выполнение действия

· Этапы формирования умственных действий:

o Составление ООД

o Материальное действие

o Громкая социализированная речь

o Внешняя речь про себя

 

Формирующий эксперимент

· План временных серий, в котором гипотезы о механизмах исследуемых явлений проверяются с помощью искусственного внедрения гипотетического механизма (средства) в деятельность испытуемого.

· Предполагается, что изменения необратимы

 

Лонгитюдные исследования

· Квазиэксперименты с одной группой с многократным тестированием, где в качестве НП выступает время.

· Многократная фиксация психологических показателей в длительный период на одной и той же группе испытуемых

· O1 O2 O3 O4 O5 O6 O7

· Противопоставление методу срезов, где психологические показатели сравниваются у людей разных групп

 

Основные угрозы валидности в лонгитюдных исследованиях

· Проблема отбора

· Проблема выбывания

· Эффект тестирования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: