Ю.И. Веселов относит к оперативно-розыскной информации “любые фактические данные”.
С.С. Овчинский — “действительность, явления, имеющие криминальный или криминогенный характер, обстоятельства, возникающие в связи с общественно опасным поведением...”.
Названные авторы с разных позиций излагают цели сбора оперативно-розыскной информации. Так, И.П. Воробьев называет: обнаружение признаков подготавливаемых и совершенных преступлений, лиц к ним причастных, розыск скрывшихся преступников, а также имущества, приобретенного преступным путем. С.С. Овчинский определяет целью “борьбу с преступностью”, а Ю.И. Веселое такой целью считает обнаружение преступления и лиц, их совершивших (думается, более полно было бы — “причастных к нему лиц”), а также создание предпосылок для возбуждения уголовного дела и раскрытия преступления.
Указанный метод перечисления целей вместо объектов отражения, является далеко не исчерпывающим, и, как нам кажется, тоже не полно отражает суть этого понятия.
На наш взгляд, в узком смысле, оперативно-розыскная информация это необходимые и достаточные сведения, способствующие решению задач, поставленных перед оперативными аппаратами., Оперативно-розыскная информация, в широком осмыслении, представляет совокупность специфических, социальных, правовых сведений, обеспечивающих решение организационных 41 тактических задач оперативно-розыскной деятельности, получаемых оперативными аппаратами на кон-
90
фиденциальной и на официальной основе из различных источников.
Перейдем к рассмотрению понятия информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
По словарю В. Даля “обеспечение” — это, значит, дать что-либо верное, снабжение чем-либо'
Информационным обеспечением, в целом, называется обслуживание специалистов необходимой научной, технической, иной информацией, осуществляемое информационными службами и органами для дальнейшего ее использования2.
Ряд авторов считает обеспечением оперативно-розыскной информацией раскрытие преступлений комплекс организационных и тактических мероприятий по применению, преимущественно негласных сил, средств и методов, направленных на получение достаточных фактических данных, создание условий эффективного их использования, как в период реализации, так и в уголовно-процессуальном режиме за счет придания им устойчивости как носителям доказательственной информации.
Как известно, раскрытие преступлений является только одной из задач, возложенной на органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: понятие информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности должно быть более полным. До настоящего времени в теории оперативно-розыскной деятельности единого мнения по этому поводу не существует.
Н.Б. Егоров по этому поводу считает, что информационное обеспечение руководителя подразделения органа внутренних дел (в его случае — БХСС) — это научно-обоснованный процесс сбора, накопления, обработки, хранения и передачи ру-
1 В. Даль Толковый словарь СПб., 1881. т 2, С 577. |> 2 Большая Советская Энциклопедия М, т 10, С 352
91
ководителю сведений, характеризующих внешнюю среду функционирования и внутренние условия деятельности службы БХСС.
А.Л. Ковачев полагает, что информационным обеспечением деятельности аппаратов БХСС следует считать комплекс мер, направленных на создание системы информации, необходимой и доступной для успешного решения задач по оперативному обслуживанию объектов.
Ю.В. Уваров предлагает следующую формулировку: “Информационное обеспечение деятельности аппаратов уголовного розыска — это организация специально уполномоченными субъектами органов внутренних дел непрерывного информационного процесса для выполнения конкретных задач раскрытия преступлений”.
Проведенный анализ вышеизложенных дефиниций на понятие информационного обеспечения различных подразделений, относимых к службе криминальной милиции, позволяет нам предложить собственное понятие этого вида деятельности, но не к отдельным подразделениям криминальной милиции, а в целом.
Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции — это деятельность подразделений и служб органов внутренних дел (оперативных и не оперативных), направленная на получение из гласных и негласных источни” ков оперативно-значимых сведений, их хранение, обработка, передача, использование — в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
С точки зрения оперативной информации её источниками являются субъекты и объекты, от которых информация может поступать к оперативному работнику (в правоохранительные органы). Очевидно, что ценность этой информации определя-
92
ется информированностью источника. Основными источниками информации являются:
- люди;
- документы;
- средства обработки информации.
Исходя из сформулированной нами дефиниции это некоторая информация гласного и негласного характера, получав-, мая подразделениями криминальной милиции при решении ими задач оперативно-розыскной деятельности из различных источников — как официальных, так и неофициальных.
В этой связи позволим себе не согласиться с И.И. Велико-шиным и рядом других авторов, категорично утверждающих, что информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности состоит только из негласных источников. Такой подход противоречит принятому как в теории оперативно-розыскной деятельности, так и на законодательном уровне понятия этой деятельности — “осуществляемой гласно и негласно”.
Также несколько сомнительным видится утверждение В.Н. Тищенко, считающего, что структуру оперативно-розыскной информации можно рассматривать лишь как перечень учетов. Все учеты, создаваемые в органах внутренних дел, их оперативно-розыскных подразделениях учеты, на наш взгляд, не что иное, как формализованные накопители информации, дающие возможность оперативным сотрудникам конкретизировать свои запросы по определенным параметрам.
Структуру оперативно-розыскной информации, в соответствии с изложенным выше, думается, можно, разделив на группы, представить в следующем виде.
Первую группу информации составляют сведения, получаемые от каких-либо лиц (не должностных)
1) от граждан, конфиденциально содействующих подразделениям криминальной милиции;
93
а) на контрактной основе;
б) на бесконтрактной основе;
2) в ходе оперативного контакта;
3) от граждан — из их устных и письменных заявлений (сообщений).
Вторую группу представляют сведения, носящие в той или иной мере официальный характер, поскольку они исходят от должностных лиц:
1) от представителей предприятий и организаций;
2) от представителей общественности;
3) от оперативных работников подразделений и служб МВД России;
4) от оперативных работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации,
5) от сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, не являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности;
- от сотрудников международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
Третью группу представляют сведения, получаемые оперативными аппаратами:
1) из информационно-справочных систем МВД России;
2) из информационно-справочных систем других правоохранительных органов Российской Федерации;
3) из информационных систем и учетов организаций, не входящих в правоохранительную структуру Российской Федерации;
4) из информационно-справочных систем международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.
94
Последнюю, четвертую группу составляют сведения и данные, получаемые оперативными аппаратами органов внутренних дел в ходе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в Федеральном Законе “Об оперативно-розыскной деятельности”:
1) при сборе образцов для сравнительного исследования;
2) при исследовании предметов и документов;
3) при осуществлении наблюдения;
4) при обследовании помещений, зданий, транспортных средств, участков местности;
5) при осуществлении контроля почтовых отправлений, телеграфных, иных сообщений,
6) при прослушивании телефонных переговоров;
7) при снятии информации с технических каналов связи;
8) при оперативном внедрении1
Информационно-аналитическая работа как необходимый элемент процесса организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, и принятия на этой основе оптимальных организационных и оперативно-тактических решений основана на познавательно-прогностическом процессе, который в практике оперативно-служебной деятельности именуется изучением и оценкой оперативной обстановки Общие положения методики оценки оперативной обстановки как в целом на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью достаточно полно изложены в специальной литературе.
Анализу оперативной обстановки предшествует накопление необходимой информации. В этих целях используются различные справки, таблицы, схемы, аналитические карточки, стати-
1 См ст 6 Федерального Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” М,1995
95
(-
стические отчеты и т.п. В ходе анализа оперативной обстановки осуществляется оценка состояния преступности в целом, в том числе по линии борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ в частности. Определяются результаты и эффективность использования сил и средств аппаратов уголовного розыска в выявлении, предупреждении и раскрытии этих преступлений, выявляются факторы, влияющие на состояние борьбы с ними, вырабатываются меры по совершенствованию организации работы в указанном направлении.
Для качественного и глубокого анализа состояния борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением' ВУ, важно рационально использовать весь имеющийся объем информации. В соответствии с нормативными актами МВД РФ учету подлежат следующие сведения:
- количество и структура преступлений, совершенных с
применением ВУ за исследуемый период;
- время, место и способ их совершения;
- лица, их совершившие;
- состояние раскрываемости указанных преступлений, использование при этом соответствующих сил и средств
органов внутренних дел;
- эффективность использования негласного аппарата в борьбе с этими преступлениями;
- другие статистические данные, имеющие значение для - оценки состояния борьбы с данным видом преступной деятельности.
Наряду со статистическими сведениями изучаются:
- уголовные дела, а также дела оперативного учета возбу-
жденные (заведенные) по фактам преступлений, совер-
шенных с применением ВУ;
1 Приказ МВД РФ № 662 от 18 декабря 1996 г. “О введении форм
статистической отчетности”.
96
- уголовные дела, а также дела оперативного учета возбужденные (заведенные) по фактам хищения взрывчатых материалов;
- дела оперативного учета, в которых имеются сведения о лицах, участвующих в незаконном обороте ВВ, изготовляющих ВУ либо замышляющих совершение преступлений с их применением;
- дела оперативного учета, заведенные на объекты изготовления, хранения, использования ВВ и ВУ;
- сведения о количестве и местонахождении объектов, связанных с производством, хранением, перевозкой, использованием ВВ и ВУ, о состоянии их охраны и оперативного обслуживания;
- заключения взрывотехнических экспертиз об использованных во взрывных устройствах и взрывчатых веществах других материалов, а также особенностях и специальных навыках лиц, их изготовивших;
- данные о лицах, судимых ранее за противоправные действия, связанные с незаконным оборотом ВВ, а также преступления, совершенные с применением ВУ, проживающих на обслуживаемой территории;
- сообщения, полученные из иных источников оперативной информации;
- другая информация, имеющая отношение к незаконному обороту ВВ и ВУ, равно о лицах, замышляющих, подготавливающих или совершивших преступления с их ис-. пользованием.
Одним из эффективных методов анализа оперативной обстановки является использование электронно-вычислительной техники. Дальнейшее совершенствование информационно-поисковых систем без автоматизированной обработки большого объема данных немыслимо, на что неоднократно обращалось внимание в ведомственных нормативных докумен-
1 Зак 2868 97
тах1. Эти процессы предполагают создание и дальнейшее совершенствование информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения на различных уровнях системы органов внутренних дел.
Говоря об информационно-аналитическом обеспечении борьбы подразделений уголовного розыска с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, необходимо отметить: функционировавшие в органах внутренних дел учеты не были должным образом ориентированы на потребности практики
их предупреждения и раскрытия 2.
Начиная с 1994 г. был принят ряд нормативных актов, позволивших осуществить организационные меры по созданию многоуровневой системы информационного обеспечения деятельности аппаратов уголовного розыска по борьбе с незаконным оборотом ВУ и преступлениями, совершаемыми с их применением.
На основании Указа Президента РФ № 338 от 7 марта 1996 г. “О мерах по усилению борьбы с терроризмом” на базе Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России формируется межведомственная Федеральная автоматизированная информационная система по учету актов терроризма и лиц, принимавших в них участие (ФАИС АТЛ). Одной из задач, решаемых ею, является накопление, обработка и выдача ин-
1 См.: приказ МВД № 229 от 12 мая 1993 г. “О мерах по реализации концепции развития информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью”; приказ МВД РФ № 263 от 10 июня 1995 г. “О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел”; приказ МВД РФ № 311 от 26 мая 1997 г. “О вводе в эксплуатацию первой очереди и дальнейшем развитии ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России”.
2 См.: Куражов А.В., Филатова Е.Г. Организационно-тактические меры аппаратов уголовного розыска по раскрытию преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. С. 11.
98
формации о готовящихся и совершенных преступлениях с применением ВУ, а также о лицах (группах), использующих
террористические методы в преступных целях. 1 Созданные в системе МВД федеральные и региональные юанки криминальной информации ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, УВД республик, краев, областей считывают информацию о совершенных особо опасных преступлениях и лицах, имеющих устойчивую криминальную ак-
тивность.
В настоящее время в аппаратах уголовного розыска МВД,
УВД сформированы специализированные банки данных о преступлениях, связанных со взрывами, способах и мотивах шх совершения, использовавшихся при этом ВВ и ВУ, источниках их приобретения, изготовления, организаторах, пособниках, исполнителях преступлений1.
Помимо информационного обеспечения оперативно - ро-зыскной деятельности аппаратов уголовного розыска по вы-явлению, предупреждению и раскрытию преступлений, со-вершаемых с применением ВУ, создаваемая система учета лиц и фактов, представляющих интерес для борьбы с рас- сматриваемым видом преступной деятельности, должна обеспечиваться возможность получения аналитической информации.
На наш взгляд, существует потребность в объединении ав-томатизированных баз данных в интегрированную комплекс-| ную многоуровневую систему информационного обеспечения на основе создания банков криминальной информации различного уровня. Это позволит обеспечить не только выдачу требуемых сведений по запросам пользователей, но также I анализ, обобщение и своевременную инициативную выдачу I
* ——————————————————————————————————————— /
' См.: п. 2 приказа МВД РФ № 347 от 18 июля 1994 г. “О мерах
• по улучшению раскрываемое™ и расследования преступлений, со-вершенных с применением взрывных устройств”.
99
информации, способствующую эффективному проведению оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий.
Сущность этой системы состоит в проведении целевого сбора, системной обработки и многофакторного анализа имеющихся банков информации, которое направлено в первую очередь:
- на выявление по однородным признакам преступлений, совершенных аналогичным способом, а также с применением ВУ, имеющих характерные особенности, либо одними и теми же лицами;
- на сбор информации о местах хищения, каналах распространения и действиях лиц, участвующих в незаконном обороте ВВ и ВУ;
на установление криминальной инфраструктуры преступных формирований, наличие межрегиональных и международных связей, степени вооруженности, технической оснащенности и организованности преступных групп и сообществ.
В условиях автоматизации информационно-аналитической
работы в органах внутренних дел появится возможность
комплексного анализа и оценки накапливаемой оперативно-
розыскной информации. Это в свою очередь позволит вести
речь о применении методов аналитической разведки в опера
тивно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска
по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений,
совершаемых с применением ВУ.