Средства построения узоров

Для построения орнаментальных узоров   используются:

1) визуальные или иконические знаки (содержание);

2) геометрический каркас, представляющий собою упорядоченную сеть

(форма).

 

К иконическим образам можно отнести:

· простейшие геометрические фигуры – окружности и многоугольники (чаще правильные); 

· знаки-архетипы (круг, треугольник, квадрат, крест, спираль, и т. д.);

· буквенные знаки и знаки числового ряда, как правило, стилизованные;

· астральные знаки – звёзды, в частности, солярные символы;

· зоо–, орнито– и антропоморфные образы, предварительно подвергшиеся стилизации;

· формы растительного мира;

· абстрактные формы и др.

Процесс создания орнаментальной композиции жестко связан со способами размещения геометрических элементов или стилизованных изображений на плоскости.

Тот или иной способ их расположения на плоскости зависит от линейной структуры, которая задаётся геометрической сетью, покрывающей эту плоскость. Этот этап можно назвать также форматированием. Сетка при этом может принимать  разнообразные формы (рис. 73).

                                                                              

                 

                 

                                   

Рис. 73

    Размещая по сетке единичные элементы (геометрические или стилизованные) тем  или иным способом, получают неограниченный узор ритмично развивающийся во всех  направлениях  (рис. 74 а,b).

 

                      

 

                                а)                                                              b)

 

                                                              Рис. 74

 

      При этом форма самой сетки может служить геометрическим декором

  плоскости   (рис. 75).

 

                                                             

 

  

 

 

Рис. 75

 

          

 

  Выделяя из орнаментального поля одномерную трансляцию, можно получить, как   уже указывалось, бордюр (рис. 76) (см. также рис. 69 а).

 

                                        

     

                                                              Рис. 76

 

Наконец, вычленяя из бордюра или сетки единичную ячейку, можно получить центральносимметричный узор. Чаще всего геометрической основой таких узоров служат квадрат (рис. 77) и круг (рис.78). Следовательно, построенные на основе этих фигур орнаменты будут обладать центральной, поворотной и зеркальной симметрией одновременно.

 

         

                                      

 

Рис. 77     

 

 

 

 

Рис. 78

 

 Все основные способы образования орнамента настолько зависят от структуры, что в качестве единичного элемента,  может быть использована обычная клякса (рис. 79).

Использование клякс в декоративных целях восходит к началу 20-х гг. прошлого столетия, когда щвейцарский психолог Г. Роршах (G. Rorshah) стал применять чернильные пятна в диагностических целях. К настоящему времени сложилось целое художественное направление – кляксография.       

 

          

 

                                        

 

                                                                  Рис. 79

 

Конструирование узоров, кроме эстетической имеет ещё сакральные функции,   главной из которых, согласно аналитической психологии, стал миф бессознательного,  принявший форму мандалы. Мандала или магический круг — это геометрический символ, типичная форма которого — внешний круг и вписанный в него квадрат, в который, в свою очередь, вписан внутренний круг, часто имеющий форму лотоса (рис. 80 а,b).

Формы мандалы могут различаться.  Этот узор, пришедший, как полагают, с Востока, К.Г. Юнг идентифицировал   как   архетипический символ человеческого   совершенства и с 20-х годов прошлого века   использовал его в терапевтических целях в  психиатрии.

 

                                                                                     

          а)                                                                   b)

                                                        

                                                                Рис. 80

 

Разновидностью мандалы является ещё одна геометрическая конструкция – Меркаба, по уверению эзотериков, фокус медитации (рис. 81). Сосредоточение на ней не только просветляет сознание и сердце человека, но и возносит его на другой уровень бытия. Вместе с тем, Меркаба – это также инструмент чудесного исцеления.     

                        

 

                                                        Рис. 81                                           

К наиболее загадочным орнаментальным композициям можно отнести лабиринты, первый из которых, как считается, создал легендарный Дедал. Лабиринты связывают с ритуальными игрой и танцами, а также считают его символом предопределённости    человеческой жизни. На рис. 82 приведён план  лабиринта,  выложенного в соборе Амьена (Франция) в 14 в.

 

                                               

 

                    Рис. 82                                                           Рис. 83

  Другой орнаментальной загадкой остаются круги на полях (сrop circles) (рис. 83). Эти безупречные геометрические конструкции  время от времени непонятным образом появляются на злаковых полях в ряде стран  (чаще  на полях Англии) и  в течение ряда лет, по мере их появления,  постоянно усложняются. 

Наука о кругах на полях  носит название   Цереологии  (Cereology – по имени Цереры, римской богини плодородия).

 

Приложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: