Дети с речевыми нарушениями отличаются от иных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья нормальным интеллектом, физиологической сохранностью анализаторов – кожно-кинестетического, зрения, слуха. В статье представляем описание детей, для которых речевой дефект является первичным.
Чтобы учитель лучше понимал психолого-педагогические особенности младшего школьника с проблемами речевого развития, предлагаем опираться на педагогическую классификацию речевых нарушений Р.Е. Левиной (1968 г.). Согласно этой классификации детей делят на четыре группы:
l с фонетическим недоразвитием речи;
l фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
l общим недоразвитием речи;
l заиканием.
Нарушения чтения и письма Р. Е. Левина не выделила в самостоятельную группу, так как они вторичные по отношению к дефекту устной речи.
Справка
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности артикуляционного аппарата. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка
Что необходимо знать о фонетическом недоразвитии речи
Учащиеся, которые имеют фонетическое недоразвитие речи, – самая благополучная группа. Фонетические проблемы означают трудности произношения наиболее сложных по артикуляционному укладу фонем родного языка. Эти фонемы появляются в речевом онтогенезе последними, например, звуки [р], [р'], [л], [л'], [j].
Трудности произношения не влияют на личностное и познавательное развитие, качество учебной деятельности младших школьников. Устранить проблемы быстро помогут занятия ребенка с логопедом на школьном логопункте. Дислалия как клиническая форма речевого нарушения также относится к фонетическому недоразвитию речи.