Тема. Политическая социология

1. Дайте развернутую характеристику типам легитимного господства М.Вебера. Заполните нижеприводимую таблицу:

Связь между типом господства и типом государства по М.Веберу.

Тип господства

Рационально-легальный

традиционный

харизматический

патриархальный сословный
Тип государства        
Тип главы государства        
Тип административного аппарата        

2. Назовите основные способы и механизмы легитимизации политической власти. 3. Какие из ниже перечисленных методов относятся к легальному лоббизму, а какие к нелегальному лоббизму?

Методы лоббизма:

- подготовка законопроектов в комитетах и комиссиях парламента;

- подкуп должностных лиц;

- организация кампаний «давления с мест;

- подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований;

- оказание личных услуг лицам принимающим решения;

- финансирование избирательных кампаний;

- организация личных встреч, переговоров, контактов между заинтересованными лицами.

3. Дайте сравнительную характеристику олигархического, популистского и бюрократического авторитаризма.

       Тема. Экономическая социология.

1. Какова социальная роль договорных отношений в экономике?

2. Перечислите институты в сфере экономики

       Тема. Социология семьи.

1. В приведенной ниже таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.

Сфера деятельности семьи Социальные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная    
Сексуальная    
Социализации    
Первичного социального контроля    
Социально-статусная    
Социокультурная    
Эмоциональная    
экономическая    

2. Английский социолог Э. Ботт, исследуя распределение ролей между супругами, пришла к выводу о том, что роли могут быть разграниченными или сходными. Укажите, какие социальные условия влияют на характер распределения ролей?

       Тема. Социология культуры.

1. За последние годы в жизни казахстанцев появились такие технические новшества, как: персональные компьютеры, сотовые телефоны, новые виды бытовой техники. Изменяют ли эти полезные вещи стиль жизни, поведение, характер общения их владельцев?. Аргументируйте свой ответ.

 

2. Рассмотрите приведенные ниже модели поведения сначала с точки зрения этноцентризма, а затем – мысленно приняв точку зрения того, кто осуществляет это поведение. Могли бы вы предложить аргументы, способные убедить кого угодно в любом обществе в том, что ваша оценка этого поведения наиболее верная или лучшая: а) перерывы демонстрируемых художественных фильмов по телевидению рекламой; б) кража книг из университетской библиотеки; в)распродажа товаров, бывших в употреблении (second-hand).

 

       Тема. Социология массовых коммуникаций.

1. Сравните программы новостей нескольких каналов казахстанского телевидения. Чем отличаются эти программы с точки зрения: а) политических пристрастий; б) полноты освещения событий; в) стиля ведущих; Могли бы вы сформулировать принципы редакционной политики программ новостей этих каналов?

 

2. Некоторые исследователи сомневаются, что СМИ могут изменить отношение, точку зрения и поведение людей в ходе выборов. Каково ваше мнение об этом? Насколько СМИ могут повлиять на результаты выборов?

 

3. Энтузиасты и пропагандисты работы с глобальными компьютерными сетями (Интернет) утверждают, что работа в сети создает новый тип интеллектуального сообщества, объясняя это тем, что в компьютерном сообществе немыслимо бездумное общение. Тот кто не может дать полезной информации, не интересен этому сообществу, поэтому каждый участник старается интеллектуально выделиться, что приучает людей думать. Разделяете ли вы это убеждение? В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки компьютерного общения?

 

4. Опираясь на классификацию доктрин массовой коммуникации (А.Моль), определите, какая из доктрин доминирует в программах казахстанского телевидения (сравните несколько каналов). Аргументируйте свой вывод.

 

5. Перечислите функции, которые может выполнять реклама в обществе. Разработайте собственные стандарты и критерии рекламы, которая могла бы стать позитивной силой в жизни общества.

 

       Тема. Социология медицины.

  1. Пользуясь данными открытых статистических источников (IMS, NOMESCO, Eurostat и др.), осуществите сравнительный анализ уровня смертности и количества врачебных предписаний (рецептов) в 4-5 европейских странах. Сформулируйте гипотезу, объясняющую причины наблюдаемых различий, специфицируйте причинную модель для проверки гипотезы, укажите возможные источники систематической ошибки и операциональные индикаторы для основных переменных модели.
  2. Рассмотрите возможные возражения против трансплантации органов, выдвигаемые различными религиозными традициями.
  3. Можно ли провести границу между народной и альтернативной медициной? Обоснуйте свой ответ, используя примеры шаманизма, хилерства, знахарства.

 

       Тема. Методы и техника конкретно-социологических исследований.

1.Внимательно прочитайте предложенные утверждения и согласитесь (не согласитесь) с ними, выбрав и отметив соответствующий вариант ответа (да или нет):

а)Разведывательное исследование - наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры:

- да;

- нет.

 

б) панельные исследования – это разновидность повторных исследований:

- да;

- нет.

 

в) проблема - это всегда противоречие между знанием (например, о социальных ожиданиях людей) и незнанием (например, путей реализации этих ожиданий):

- да;

- нет.

 

г) цель исследования представляет собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию задач исследования:

- да;

- нет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: