КРУГЛОВ И.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.05.04 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:ЗАОЧНАЯ
ЛИПЕЦК 2019
Цель, задачи и структура методических указаний к проведению практических занятий
Основной целью практических занятий по дисциплине «Основы экономической теории» является формирование у будущих специалистов по вопросам промышленного транспорта в области знаний и практических навыков по вопросам формирования издержек и прибыли предприятия, влияния ценовых и неценовых факторов на спрос и предложение товаров, влияния потребностей, цен и дохода на потребительский выбор, влияния монополий на развитие конкуренции.
Это обуславливает необходимость решения следующих задач практических занятий, а именно:
а) закрепление теоретических основ знаний по понятиям и категориям, связанных с экономическими явлениями и процессами, определяющими действие законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирование издержек и прибыли предприятий, действия на рынках факторов производства;
б) проверка уровня теоретических знаний студентов с помощью тестирования по темам практических занятий;
в) развитие у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в области действия законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирования издержек и прибыли предприятия, факторов производства.
Структуру практических занятий по темам можно разделить на три блока:
1.Содержание практических занятий и список рекомендованной по теме литературы.
2.Тесты по теме
3. Примеры решения задач и задачи для самостоятельной работы студентов.
Процесс проведения практических занятий можно разделить на два этапа:
1.Подготовительный.
2.Основной.
В течение подготовительного этапа к практическим занятиям студенты изучают содержание практического занятия по узловым вопросам темы, основываясь на материалах соответствующей лекции и на изучении рекомендованной литературы по теме, представленной в методических указаниях.
На втором этапе практического занятия они отвечают на тесты, рассматривают с преподавателем примеры решения задач и в конце практического занятия по основным темам курса получают задачи для самостоятельной работы.
При рассмотрении практических примеров они в соответствии с темами практических занятий оценивают действие законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирования издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде, рынков факторов производства, видов конкуренции.
Самостоятельная работа студентов с задачами выполняется в общей тетради. С правой стороны каждой страницы необходимо оставить поля, пронумеровать страницы внизу по центру, в конце поставить дату выполнения и подпись.
На титульном листе обязательно указать: наименование факультета, специальности, номер группы, фамилию, имя, отчество студента.
Правильное решение задач и их оформление учитывается при их оценке: небрежно выполненные работы (написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, вписанные слова, редакционные и грамматические ошибки) возвращаются для их исправления.
При возникновении вопросов, связанных с решением задач, преподаватель на практических занятиях консультирует студентов и рассматривает методику их решения.
По результатам решения задач преподавателем выставляется текущая оценка, что не только закрепляет теоретический и практический материал, полученный на лекциях и на практических занятиях, позволяет более эффективно проводить промежуточную аттестацию, но и служит формой подготовки студентов к сдаче зачета по основам экономической деятельности.
Тема 1.Предмет и метод экономической теории.
Экономика и система экономических наук, место экономической теории в этой системе, связь с другими экономическими науками. Микро и макроэкономика как части экономической теории. Предмет и методы экономической теории. Анализ, синтез, индукция, дедукция и их роль в развитии экономической теории.
Методы познания экономической действительности: научные абстракции и модели; метод сравнительной статистики; позитивный, нормативный и функциональный анализ.
Роль древнегреческих и древнеримских ученых в зарождении экономической мысли. Английский экономист Томас Мэн, французский экономист и политик Жан Батист Кольбер, российский экономиста и публицист Иван Тихонович Посошков как видные представители школы меркантилизма. Франсуа Кенэ и Анри Тюрго как видные представители физиократической мысли. Классическая школа политической экономии. Маржиналистская теория. Джон Мейнард Кейнс и его теория регулируемой экономики. Гипотеза рациональных ожиданий. Теория экономики предложения.
Список рекомендованной литературы:
1.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций.-М.: Юрайт, 2006.-С.6-8.
2.Ивашковский С.Н.Микроэкономика: Учебник.-М.:Дело, 2002.-С.12-27.
3.Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. –Киров: Аса, 1999.-С.27-47.
4.Экономическая теория: Учебн.пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. -Мн.:Интерпресссервис, 2001.-С.7-20.
5.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.-М.: Экзамен, 2005.-С.28-48.
Тесты
Укажите правильный вариант ответа
1. Микроэкономика занимается изучением:
а) поведения потребителей и фирм;
б)функционирования экономики как единого целого;
в) условий формирования рыночных цен;
г) эффективности размещения ресурсов;
д) форм и методов конкурентной борьбы.
2. Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:
а) производство дохода создает спрос на этот доход;
б) спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;
в) предприниматели стремятся расширить производство до уровня полной занятости;
г)объем продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявляемым на него спросом.
3. Укажите автора научной школы, который считает, что методы анализа рыночного поведения можно приложит и к исследованию политики, полагая что политика есть сложная система обмена. А для любого обмена важна правовая база (правила игры, общественный договор):
а) М.Фридмен;
б) Р.Коуз;
в) В.Ойкен;
г) Дж.Бьюкенен;
д) Г.Беккер.
4. Фундаментальный вопрос экономики – это:
а) определение, каковы должны быть действия государства в начале и в конце фазы экономического роста;
б) кардинальное решение проблемы безработицы;
в) разработка наиболее важных показателей социально-экономического развития;
г) создание условий, обеспечивающих стабильное равновесие экономике при любой системе цен;
д) умение удовлетворять постоянно растущие потребности людей при ограниченных ресурсах.
5. Экономическая модель:
а) представляет экономические процессы в конкретном виде с учетом их особенностей и деталей;
б)помогает понять общие экономические закономерности и взаимосвязи;
в) облегчает уяснение существа экономических явлений;
г) служит инструментом для выработки экономических прогнозов;
д) суммирует всю доступную экономическую информацию.
Тема 2. Базовые понятия экономической теории
Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические интересы, цели и средства их достижения. Проблемы выбора оптимального решения. Конкуренция.
Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемые и взаимозамещаемые, нормальные и низшие блага. Потоки и запасы. Кругооборот экономических субъектов. Кругооборот продукта и капитала.
Экономические ресурсы (факторы производства): земля, труд, капитал, предпринимательство. Информация как новый вид ресурса.
Кривая производственных возможностей и альтернативные издержки.
Экономические законы, их система и особенности действия.
Список рекомендованной литературы:
1.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций.-М.: Юрайт, 2006.-С.9-11.
2.Ивашковский С.Н.Микроэкономика: Учебник.-М.:Дело, 2002.-С.28-40.
3.Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. –Киров: Аса, 1999.-С.50-62.
4.Экономическая теория: Учебн.пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. -Мн.:Интерпрессервис, 2001.-С.75-112.
5.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.-М.: Экзамен, 2005.-С.86-103.
Тесты
Укажите правильный вариант ответа
1. Экономические блага - это:
а) материально-вещественные продукты, предназначенные для обмена;
б) результаты нематериальной деятельности, потребление которых совпадает с их производством;
в) товары и услуги, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
2. Экономическая полезность блага (товара, услуги) определяется:
а) его функциональным назначением;
б) его доступностью на товарном рынке;
в) соотношением между количеством благ на рынке и степенью нужды в них;
г) ценностью блага для потребителя и его ценой.
3. Когда экономисты используют понятие «экономическое благо», тоони подразумевают под этим:
а) благо, которое является результатом хозяйственной деятельности;
б) благо, потребность в котором превышает его наличие;
в) благо, которое продается на рынке.
4. Что из нижеперечисленного не является экономическим благом:
а) водопроводная вода;
б) атмосферный воздух;
в) металлолом.
5. Исходной базой макроэкономического анализа является концепция о редкости благ, суть которой заключается в том, что:
а) в природе встречаются редкие блага;
б) в природе встречаются готовые к употреблению блага;
в) доступность благ ограничена относительно потребности в них;
г) блага, приносящие полезность здоровью, довольно редки;
д) цена блага определяется его уникальностью.
6. Понятие ограниченности ресурсов относится:
а) только к природным ресурсам;
б) только к любому экономическому благу;
в) только к благам, созданным посредством производства;
г) только к социально значимым благам.
7. Кривая производственных возможностей показывает:
а) структуру национальной экономики;
б) объемы производства благ при внедрении передовых технологий;
в) объемы разведанных полезных ископаемых;
г) альтернативные возможности производства благ при имеющихся ресурсах;
д) долю экономических благ в потребляемом продукте.
8. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы и факторы производства:
а) экономические ресурсы - то же самое, что и факторы производства;
б) в состав факторов производства не входят трудовые ресурсы;
в)в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;
г)факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.