Тема 2. Базовые понятия экономической теории

КРУГЛОВ И.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ   23.05.04 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ  

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:ЗАОЧНАЯ

ЛИПЕЦК 2019

 Цель, задачи и структура методических указаний к проведению практических занятий

Основной целью практических занятий по дисциплине «Основы экономической теории» является формирование у будущих специалистов по вопросам  промышленного транспорта в  области знаний и практических навыков по вопросам формирования издержек и прибыли предприятия, влияния ценовых и неценовых факторов на спрос и предложение товаров, влияния потребностей, цен и дохода на потребительский выбор, влияния монополий на развитие конкуренции.

Это обуславливает необходимость решения следующих задач практических занятий, а именно:

а) закрепление теоретических основ знаний по понятиям и категориям, связанных с экономическими явлениями и процессами, определяющими действие законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирование издержек и прибыли предприятий, действия на рынках факторов производства;

б) проверка уровня теоретических знаний студентов с помощью тестирования по темам практических занятий;

в) развитие у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в области действия законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирования издержек и прибыли предприятия, факторов производства.

Структуру практических занятий по темам можно разделить на три блока:

1.Содержание практических занятий и список рекомендованной по теме литературы.

2.Тесты по теме

3. Примеры решения задач и задачи для самостоятельной работы студентов.

Процесс проведения практических занятий можно разделить на два этапа:

1.Подготовительный.

2.Основной.

В течение подготовительного этапа к практическим занятиям студенты изучают содержание практического занятия по узловым вопросам темы, основываясь на материалах соответствующей лекции и на изучении рекомендованной литературы по теме, представленной в методических указаниях.

На втором этапе практического занятия они отвечают на тесты, рассматривают с преподавателем примеры решения задач и в конце практического занятия по основным темам курса получают задачи для самостоятельной работы.

При рассмотрении практических примеров они в соответствии с темами практических занятий оценивают действие законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирования издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде, рынков факторов производства, видов конкуренции.

Самостоятельная работа студентов с задачами выполняется в общей тетради. С правой стороны каждой страницы необходимо оставить поля, пронумеровать страницы внизу по центру, в конце поставить дату выполнения и подпись.

На титульном листе обязательно указать: наименование факультета, специальности, номер группы, фамилию, имя, отчество студента.

Правильное решение задач и их оформление учитывается при их оценке: небрежно выполненные работы (написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, вписанные слова, редакционные и грамматические ошибки) возвращаются для их исправления.

При возникновении вопросов, связанных с решением задач, преподаватель на практических занятиях консультирует студентов и рассматривает методику их решения.

По результатам решения задач преподавателем выставляется текущая оценка, что не только закрепляет теоретический и практический материал, полученный на лекциях и на практических занятиях, позволяет более эффективно проводить промежуточную аттестацию, но и служит формой подготовки студентов к сдаче зачета по основам экономической деятельности.

Тема 1.Предмет и метод экономической теории.

Экономика и система экономических наук, место экономической теории в этой системе, связь с другими экономическими науками. Микро и макроэкономика как части экономической теории. Предмет и методы экономической теории. Анализ, синтез, индукция, дедукция и их роль в развитии экономической теории.

Методы познания экономической действительности: научные абстракции и модели; метод сравнительной статистики; позитивный, нормативный и функциональный анализ.

Роль древнегреческих и древнеримских ученых в зарождении экономической мысли. Английский экономист Томас Мэн, французский экономист и политик Жан Батист Кольбер, российский экономиста и публицист Иван Тихонович Посошков как видные представители школы меркантилизма. Франсуа Кенэ и Анри Тюрго как видные представители физиократической мысли. Классическая школа политической экономии. Маржиналистская теория. Джон Мейнард Кейнс и его теория регулируемой экономики. Гипотеза рациональных ожиданий. Теория экономики предложения.

Список рекомендованной литературы:

1.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций.-М.: Юрайт, 2006.-С.6-8.

2.Ивашковский С.Н.Микроэкономика: Учебник.-М.:Дело, 2002.-С.12-27.

3.Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. –Киров: Аса, 1999.-С.27-47.

4.Экономическая теория: Учебн.пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. -Мн.:Интерпресссервис, 2001.-С.7-20.

5.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.-М.: Экзамен, 2005.-С.28-48.

 

Тесты

Укажите правильный вариант ответа

1. Микроэкономика занимается изучением:

а) поведения потребителей и фирм;

б)функционирования экономики как единого целого;

в) условий формирования рыночных цен;

г) эффективности размещения ресурсов;

д) форм и методов конкурентной борьбы.

2. Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:

а) производство дохода создает спрос на этот доход;

б) спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;

в) предприниматели стремятся расширить производство до уровня полной занятости;

г)объем продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявляемым на него спросом.

3. Укажите автора научной школы, который считает, что методы анализа рыночного поведения можно приложит и к исследованию политики, полагая что политика есть сложная система обмена. А для любого обмена важна правовая база (правила игры, общественный договор):

а) М.Фридмен;

б) Р.Коуз;

в) В.Ойкен;

г) Дж.Бьюкенен;

д) Г.Беккер.

4. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) определение, каковы должны быть действия государства в начале и в конце фазы экономического роста;

б) кардинальное решение проблемы безработицы;

в) разработка наиболее важных показателей социально-экономического развития;

г) создание условий, обеспечивающих стабильное равновесие экономике при любой системе цен;

д) умение удовлетворять постоянно растущие потребности людей при ограниченных ресурсах.

5. Экономическая модель:

а) представляет экономические процессы в конкретном виде с учетом их особенностей и деталей;

б)помогает понять общие экономические закономерности и взаимосвязи;

в) облегчает уяснение существа экономических явлений;

г) служит инструментом для выработки экономических прогнозов;

д) суммирует всю доступную экономическую информацию.

Тема 2. Базовые понятия экономической теории

Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические интересы, цели и средства их достижения. Проблемы выбора оптимального решения. Конкуренция.

Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемые и взаимозамещаемые, нормальные и низшие блага. Потоки и запасы. Кругооборот экономических субъектов. Кругооборот продукта и капитала.

Экономические ресурсы (факторы производства): земля, труд, капитал, предпринимательство. Информация как новый вид ресурса.

Кривая производственных возможностей и альтернативные издержки.

Экономические законы, их система и особенности действия.

Список рекомендованной литературы:

1.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций.-М.: Юрайт, 2006.-С.9-11.

2.Ивашковский С.Н.Микроэкономика: Учебник.-М.:Дело, 2002.-С.28-40.

3.Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. –Киров: Аса, 1999.-С.50-62.

4.Экономическая теория: Учебн.пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. -Мн.:Интерпрессервис, 2001.-С.75-112.

5.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.-М.: Экзамен, 2005.-С.86-103.

Тесты

Укажите правильный вариант ответа

1. Экономические блага - это:

а) материально-вещественные продукты, предназначенные для обмена;

б) результаты нематериальной деятельности, потребление которых совпадает с их производством;

в) товары и услуги, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

2. Экономическая полезность блага (товара, услуги) определяется:

а) его функциональным назначением;

б) его доступностью на товарном рынке;

в) соотношением между количеством благ на рынке и степенью нужды в них;

г) ценностью блага для потребителя и его ценой.

3. Когда экономисты используют понятие «экономическое благо», тоони подразумевают под этим:

а) благо, которое является результатом хозяйственной деятельности;

б) благо, потребность в котором превышает его наличие;

в) благо, которое продается на рынке.

4. Что из нижеперечисленного не является экономическим благом:

а) водопроводная вода;

б) атмосферный воздух;

в) металлолом.

5. Исходной базой макроэкономического анализа является концепция о редкости благ, суть которой заключается в том, что:

а) в природе встречаются редкие блага;

б) в природе встречаются готовые к употреблению блага;

в) доступность благ ограничена относительно потребности в них;

г) блага, приносящие полезность здоровью, довольно редки;

д) цена блага определяется его уникальностью.

6. Понятие ограниченности ресурсов относится:

а) только к природным ресурсам;

б) только к любому экономическому благу;

в) только к благам, созданным посредством производства;

г) только к социально значимым благам.

7. Кривая производственных возможностей показывает:

а) структуру национальной экономики;

б) объемы производства благ при внедрении передовых технологий;

в) объемы разведанных полезных ископаемых;

г) альтернативные возможности производства благ при имеющихся ресурсах;

д) долю экономических благ в потребляемом продукте.

8. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы и факторы производства:

а) экономические ресурсы - то же самое, что и факторы производства;

б) в состав факторов производства не входят трудовые ресурсы;

в)в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

г)факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: