Глава 2. Прибыль, ее формы, источники и функции

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Прибыль предприятия: её формы, источники, функции»

 

Работу выполнил:

Храмцова Е.О.

студентка группы

УП 10-2

Очная форма

обучения

Работу проверил:

к.э.н., доцент

Новосёлова О.Е.

 

Тюмень 2011

Содержание

Введение

Глава1.Взгляды экономистов-теоретиков на сущность прибыли предприятия

1.1 Взгляды представителей классической (А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, Й. Шумпетер, Ф. Найт, Э. Чемберлин) и марксистской школы (К.Маркс) на сущность прибыли.

Глава2. Прибыль, ее формы, источники и функции

2.1. Прибыль как чистый доход предприятия

2.2. Источники прибыли

2.3. Формы прибыли

2.4. Функции прибыли

Глава3.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Факторы, влияющие на рост прибыли предприятия

3.1.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО “Компания БСК” в г.Тюмени за 2008-2010 гг.

3.2. Факторы, влияющие на рост прибыли предприятия

 

Заключение

Список литературы

                                                                                                                  

 

В В Е Д Е Н И Е

  С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства

усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.   Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой,сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат,характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть  обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль рассматривается как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. Прибыль – объективная экономическая категория товарно-денежныхотношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.   Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в

деятельности предприятия. При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности, видов и функций прибыли, проведение  анализа финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО “Компания БСК” за 2008-2010 гг., а также рассмотрение факторов, влияющих на рост прибыли предприятия.


 

Глава 1. Взгляды экономистов-теоретиков на сущность прибыли предприятия.1.1 Взгляды представителей классической (А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, Й. Шумпетер, Ф. Найт, Э. Чемберлин) и марксистской школы (К.Маркс)на сущность прибыли.

 

Прибыль является дискуссионной категорией. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на управлении экономикой.

  

С выходом в свет книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» учение физиократов о чистом продукте земледельческого труда теряет свое значение. Развивая теорию трудовой стоимости, А. Смит подчеркивает, что прибыль – это продукт труда, присваиваемый капиталистом. «Поэтому стоимость, - отмечает он, - которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама в этом случае на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы». [1]При этом превышение стоимости, созданной трудом рабочих, над оплаченным трудом, получившим свой эквивалент в заработной плате, А. Смит понимает как всеобщую категорию, по отношению к которой прибыль и земельная рента являются составными частями.

Однако в своем дальнейшем анализе А.Смит отходит от такого понимания места прибыли и земельной ренты в стоимости, созданной трудом рабочих. Он приходит к выводу, что «прибыль на капитал образует составную часть, совершенно отличную от заработной платы, и определяется на совершенно других началах»[2]. В этой связи А.Смит отмечает, что «в цивилизованной стране найдется лишь немного товаров, меновая стоимость которых создается одним трудом, и меновая стоимость большинства товаров содержит в себе в значительной мере ренту и прибыль»[3].

Учитывая все это, А.Смит делает вывод, что заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости. Естественно, такой вывод не согласуется с теорией трудовой стоимости, которая стоимость товаров определяет исключительно затратами труда на их производство, и поэтому стоимость продукта может лишь распадаться на составные элементы, а не складываться из них, как это считает А.Смит. В этом состоит противоречивость его теории трудовой стоимости.

 

 Непоследовательность А.Смита была замечена Д. Рикардо. «А. Смит, - писал он, - который так правильно определил коренной источник меновой стоимости, оказался непоследовательным… Иногда он принимает… не количество труда, затраченное на производство того или иного предмета, а то количество его, которое можно купить за этот предмет на рынке»[4]. Прибыль и заработная плата у Рикардо не источники, а составные части стоимости, создаваемой только трудом. «Повышение стоимости труда, - пишет он, - невозможно без соответствующего падения прибыли»[5].

А.Смит и Д. Рикардо имели многочисленных последователей, которые систематизировали и развивали их учения. Например, Дж. С. Милль уточняет, что «причиною прибыли является то, что труд производит больше, чем требуется для содержания выполнивших его работников»[6]. Он подчеркивает, что заработная плата и стоимость труда являются различными понятиями. Если первое – это то, что труд приносит рабочему, то второе - во что он обходится капиталисту. По Миллю, прибыль зависит не от заработной платы, а от стоимости труда.

Взгляды А.Смита и Д. Риккардо послужили основой создания концепции продуктивности капитала, по которой прибыль является результатом замены человеческого труда капиталом и совершения им такой работы, которая не может быть исполнена человеческим трудом.

 

Позже К. Маркс в  своём научном труде "Капитал", написанном в 1867 г., определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается, и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.

 

Другой американский экономист, Й. Шумпетер, в своей книге «Теория экономического развития» дал развернутое обоснование предпринимательской прибыли, которая, по его мнению, представляет собой остаток сверх издержек производства или, с точки зрения предпринимателя, разницу между выручкой и затратами. Но если в издержки включить все прямые и косвенные выплаты, т.е. заработную плату предпринимателя, ренту, премию за риск и процент на капитал, то возникает вопрос: останется ли при этих условиях излишек выручки? На него Шумпетер отвечает утвердительно, ибо образование излишков связано с деятельностью предпринимателя, применяющего все новые комбинации факторов производства и внедряющего их. По его мнению, предприниматель не тот, кто изобретает или производит с помощью новых средств производства, или, наконец, является владельцем капитала, а тот, кто использует существующие методы по-другому, более эффективно внедряет их комбинации. Именно это и порождает разницу между существующими ценами и понижающимися в результате указанных новаций издержками производства, разницу, которая и представляет собой предпринимательскую прибыль. Все это указывает на то, что Шумпетер связывал предпринимательскую прибыль с ролью лидерства в экономической системе. Он не считал ее рентой, поскольку она носит временный характер, в то время как дифференциальные преимущества относительно постоянны. Не является предпринимательская прибыль и доходом на капитал, так как это отождествляло бы ее с процентом и объединяло их в одну категорию, хотя в реальной действительности между ними существуют большие различия.

Не рассматривал Шумпетер прибыль и как оплату труда предпринимателя, как заработную плату в экономическом смысле, хотя она отражает «ценность предпринимательского вклада» в производство точно так же, как заработная плата отражает вклад рабочего. Но на этом аналогия и заканчивается. Если уровень заработной платы определяется предельной производительностью труда, то прибыль «предельного предпринимателя» безразлична для остальных. Более того, если заработная плата является элементом цены, то прибыль не является, так как она – результат внедрения новых комбинаций факторов производства.

По мнению Й. Шумпетера, предпринимательскую прибыль нельзя объяснить на основе теории хозяйственного риска, так как он считал, что предприниматель никогда не несет риска. По его мнению, рискует только тот, кто финансирует предприятие, предоставляет капитал, т.е. его собственник. Если же предприниматель сам финансирует себя, то в этом случае он подвержен риску не как предприниматель, а как капиталист-собственник.

Своеобразно объясняет Шумпетер соотношение предпринимательской и монопольной прибыли. Он признает, что «в капиталистической экономике в составе прибыли имеются монопольные элементы». Если, например, новая комбинация производственных факторов состоит в учреждении монополии, то прибыль выступает как монопольный доход, а монопольный доход – как прибыль. И все же, по мнению Шумпетера, они представляют собой различные категории, так как различно их экономическое содержание: предпринимательская прибыль обусловлена комбинацией факторов производства, а монопольный доход – монопольными условиями.

Шумпетер высоко оценивал роль предпринимателей в развитии производства, называя предпринимательскую деятельность главным условием экономического прогресса. А поскольку стимулом к предпринимательству служит получение прибыли, то именно она является показателем и условием экономического развития. Все это нашло отражение в формуле Шумпетера – «Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

  

 По-другому рассматривает прибыль Ф. Найт. Он также связывает ее происхождение с предпринимательской деятельностью, но подходит к ее анализу со стороны фактора хозяйственного риска. Свою концепцию Найт изложил в книге «Риск, неопределенность и прибыль». Она вышла в свет в 1921 г. и сразу же получила широкое признание. Теория прибыли Найта

стала доминирующей в экономической литературе Запада и вошла в учебники политической экономии.

Следует, однако, отметить, что концепции прибыли, основанные на хозяйственных рисках, разрабатывались и до Найта, но в них не выделялся риск, который заранее не может быть измерен и передан страховщику. По мнению Найта, такой риск представляет собой полную неопределенность, и его несение является функцией предпринимателя. Поэтому этот риск требует особого вознаграждения, что осуществляется в виде получения прибыли. В этом и состоит сущность концепции Найта.

По Найту, решение проблемы происхождения прибыли лежит в области различий между условиями совершенной и реальной конкуренции. Эти расхождения вызываются неопределенностью, невозможностью предсказания хозяйственной конъюнктуры. Различие между идеальной моделью и реальным процессом конкуренции в том и состоит, что в первой фактор неопределенности отсутствует, а во второй он является неотъемлемым элементом. Согласно Найту неопределенность и прибыль – неразрывно связанные понятия. Источником подлинной прибыли является неопределенность, которая может рассматриваться как вознаграждение предпринимателя за принятие решений в условиях неопределенности. Прибыль, следовательно, не является функциональным доходом, она не может быть вменена ни одному из факторов производства. Поэтому прибыль отличается от всех видов доходов. Во-первых, она может быть кА положительной, так и отрицательной, в то время как заработная плата, процент и рента не могут быть отрицательными. Во-вторых, размеры прибыли колеблются в гораздо большей степени, чем любого другого дохода. Прибыль реагирует на всякое изменение цен немедленно, тогда как другие формы доходов приспосабливаются к ним постепенно. В-третьих, если другие формы доходов фиксированы, установлены в определенных размерах, то прибыль является остаточным доходом, и размеры ее, по Найту, не могут быть определены заранее. Все это указывает на то, что концепция прибыли Найта слишком абстрактна и поэтому уязвима с точки зрения реальной действительности.

Спорно, например, разграничивать понятия риска и неопределенности по признаку их измеряемости и считать источником прибыли не поддающийся измерению риск. При таком подходе фирма рассматривается как пассивный фактор, а между тем она может активно реагировать на неопределенность и выделить ресурсы для ее уменьшения путем изменения своей организации, сбора информации, проведения исследований и т.д. Эти меры сокращают область неопределенности, а поэтому становятся возможными вероятностные расчеты. Слабым местом в концепции Найта является и то, что она ограничивает себя условиями идеальной конкуренции и не учитывает при этом такого фундаментального факта, как существование монополий.

  

Теоретическое обоснование прибыли в условиях монополистической конкуренции в значительной части принадлежит Э. Чемберлину. Он писал: «При определении экономического равновесия в условиях монополии, конкуренции или в условиях любого сочетания этих двух начал следует непременно исходить из предположения, что каждый индивидуум стремится – решительно и трезво стремится – достичь максимальной экономической выгоды»[7]. Вместе с этим Чемберлин отмечает, что условия формирования максимальной прибыли при монополии и при чистой конкуренции совершенно различны. Связано это с тем, что в условиях монополи осуществляется контроль над предложением и, следовательно, ценой, а в условиях чистой конкуренции такого контроля нет. В этих условиях возникают цены равновесия и цены, уравнивающие спрос и предложение, которые совпадают лишь при чистой конкуренции. Но и та и другая цены обеспечивают производителю максимальную прибыль, так как при этом возникает равенство предельного дохода предельным издержкам. Чтобы добиться этого равенства, монополист удерживает цену на уровне, более высоком, чем предельные издержки. С этой целью он ограничивает производство до соответствующего уровня, который позволяет ему продавать товары по более высоким ценам. Все это указывает на то, что источником монопольной прибыли является разница между монопольной ценой и ценой, уравнивающей спрос и предложение.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в истории рыночной экономике прибыль предприятий формируется за счет многих источников, различных по своему экономическому содержанию и количественной определенности.

 


 



Глава 2. Прибыль, ее формы, источники и функции

2.1. Прибыль как чистый доход предприятия

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю.

Хозяйственная деятельность — любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности

Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

2.2. Источники получения прибыли

Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

 К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Также к источникам прибыли можно отнести выручку от реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации основных и оборотных средств, выручка от реализации нематериальных активов, доходы от внереализационных операций, среди которых можно выделить:

 

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров и др.

 

  2.3.  Формы прибыли

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (форм) прибыли: валовая прибыль (налогооблагаемая), прибыль (убыток) от продаж,прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль

Определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где ВР –   выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль от продаж

Представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: