Организация воздушного пространства и управления полетами воздушных судов

 

Под воздушным пространством РФ понимается часть атмосферы над территорией РФ, используемая для полетов ВС. Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и маршруты), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов ВС, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ), зоны ограничения полетов ВС и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии со статьями Воздушного Кодекса разработаны основные правила полетов в воздушном,пространстве РФ для авиации всех видов и назначений. Документом, регламентирующим летную работу гражданской авиации, являются «Федеральные правила по производству полетов».

В основе организации воздушного пространства лежат следующие важнейшие принципы:

ü охрана суверенитета и интересов государства;

ü обеспечение безопасности полетов ВС;

ü удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в воздушных перевозках.

В соответствии с этими принципами все воздушное пространство разделено на:

ü пространство, в котором запрещены или ограничены полеты ВС,

ü пространство, в котором разрешены полеты ВС гражданской авиации

Это выделенное пространство является управляемым и контролируемым. Ни в одной точке этого пространства аэростат, самолет или вертолет не может находиться вне управления и контроля за его полетом.

Управление полетами ВС и контроль за их осуществлением производится диспетчерами единой системы УВД Выделенное для полетов воздушное пространство РФ разделяется на районы диспетчерской службы (РДС). Воздушное пространство разделяется на нижнее и верхнее. Нижнее - до 8100м над уровнем Балтийского моря и верхнее - более 8100м.

В районы диспетчерской службы входят воздушные трассы РФ, районы аэродромов, аэроузлов, зоны МВЛ. В нижнем и верхнем пространстве располагаются воздушные трассы и маршруты внетрассовых полетов ВС. Полеты сверхзвуковых транспортных самолетов осуществляются на высоте более 13000м.

В районы аэродрома включаются:

ü воздушные коридоры,

ü зоны ожидания,

ü зоны взлета и посадки.

Воздушные коридоры - это часть воздушного пространства, предназначенная для входа и выхода из района аэродрома на воздушную трассу. Точность входа ВС в воздушные коридоры обеспечивается отдельными приводными радиостанциями.

Зона ожидания - часть района аэродрома, предназначенная для регулирования очередности и ожидания захода на посадку ВС. Как правило, зона ожидания располагается над какой-либо радионавигационной точкой, например, над дальним приводным радиомаркером (ДПРМ) или ОПРС воздушных коридоров.

Зоны взлета и посадки - это часть района аэродрома от уровня аэродрома до установленной высоты в границах, обеспечивающих маневрирование ВС при взлете и посадке.

При близком расположении нескольких аэродромов, имеющих общий район полетов, организуется аэродромный узел.

Полеты ВС производятся при надлежащем метеорологическом, аэродромном, светотехническом, аэронавигационном, инженерно-авиационном и медицинском обеспечении.

Метеообеспечение полетов организуют расположенные в аэропорту авиационные метеорологические центры, авиационные метеостанции и авиационные метеопосты.

Техническую эксплуатацию и подготовку аэродромов к полетам ВС обеспечивает аэродромная служба в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе гражданской авиации (НАС ГА)». Ответственность за подготовку аэродрома несет начальник аэродромной службы, а за имения решения о пригодности аэродрома к полетам - руководитель полетов (диспетчер).

Техническую эксплуатацию светотехнического оборудования (ССО) и сетей электроснабжения осуществляет служба светотехнического обеспечения полетов и электроустановок. Работу систем дистанционного управления светосигнальным оборудованием, навигации и посадки, резервных дизель-генераторов на радиообъектах обеспечивает служба радионавигации и связи.

Обеспечение полетов аэронавигационной информацией о состоянии воздушных трасс, аэродромов и средств радиосветотехнического обеспечения возложено на службу аэронавигационной информации. Инженерно-авиационное обеспечение полетов ВС осуществляют авиационные технические базы(АТБ).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Члены экипажей ВС перед началом полета, а диспетчерский состав перед выходом на дежурство проходит медицинский осмотр.

 

 Объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки

К объектам управления воздушным движением, радионавигации и посадки относят: командно-диспетчерский пункт (КДП), стартовый диспетчерский и метео - наблюдательный пункт (СДП), дальнюю и ближнюю приводные радиостанции с радиомаркерами (ДПРМ и БПРМ), курсовой радиомаяк (КРМ), глиссадный радиомаяк (ГРМ), антенное, поле, обзорные радиолокаторы ОРЛ-Т (трассовый) и ОРЛ-А (аэродромный), посадочный радиолокатор ПРЛ, метеорологический радиолокатор МРЛ, радиомаячная система ближней навигации РСБН.

В зависимости от максимального количества, воздушных судов, которое должно быть обслужено в час, КДП делят на разряды. Разряд КДП должен соответствовать классу аэропорта (I класс аэропорта - 1 разряд КДП, П класс аэропорта - 2разряд и т.д.). 

КДП располагают, как правило, у границы аэродрома так, чтобы обеспечивался визуальный обзор всех его элементов. В аэропортах I-III классов КДП размещают в отдельном здании, расположенном центрально по отношению к ВПП. В КДП размещают подразделения, обеспечивающие:

ü управление воздушным движением - служба движения, инженерно-технического персонала базы, эксплуатации радиотехнического оборудования и связи;   

ü предполетную подготовку (летно-штурманской службы, метеорологическое обеспечение полетов, производственно-диспетчерской службы предприятия и службы бортпроводников).

В зданиях КДП, как правило, размещают диспетчерские пункты управления ВС: местный (МДП), подхода (ДПП), круга (ДПК), посадочный(ПДП) руления (ДПР), стартовый(СДП), аэродромный(АДП).

КДП оборудуются комплексом технических средств, обеспечивающих:

ü авиационную воздушную электросвязь;

ü авиационную наземную электросвязь.

Для обеспечения управления производственной и технологической деятельностью всех служб аэропорта, их взаимодействия между собой, координации работы этих служб предусматриваются сети внутриаэропортовой наземной электросвязи.

Дистанционно  с КДП аэропорта осуществляется управление и контроль за работой радио - светотехнических средств обеспечения полетов, устанавливаемых на аэродроме и работающих без постоянного присутствия обслуживающего персонала.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

СДП должен обеспечивать визуальный контроль за посадкой и взлетом самолетов и наблюдение за ВПП. СДП размещают в двух технических зданиях, расположённых симметрично на удалении 250-300 м от торцов каждой ВПП к ее середине и на расстоянии 150 м от оси ВПП со стороны, противоположной СТТ. Метеоплощадку размещают на территории, прилегающей либо к СДП, либо к КДП, на удалении 50-100 м от зданий и сооружений аэропорта и 150-200 м от оврагов и лесных насаждений. Размеры участка для метеоплощадки - 26x26 м. В комплексе с метеоплощадкой на удалении от ограды последней не менее 15м располагают здание водорододобывающей станции. Площадь застройки станции -10х6м.

Участок ДПРМ. размещают на продолжении оси ВПП с двух сторон, захода на посадку на расстоянии 4000 ± 200,м от торцов ВПП. Площадь земельного участка под здание ДПРМ составляет 50x120 м. Минимальное расстояние от участка ДПРМ до сооружений и высоковольтных линий электропередач - 500 м, до воздушных линий связи- 100 м.                                                                                                                                                     

Участок БПРМ размещают на продолжении оси ВПП и на расстоянии 1050*150 м от обоих ее торцов. Для здания БПРМ требуется земельный участок размерами 50x1,00 м.                                                                                                                                                      

Курсовой радиомаяк (КРМ) размещают на продолжении оси ВПП с направления, противоположного стороне захода на посадку, и на расстоянии 400-1150 м от торца ВПП в зависимости от местных условий и препятствий на полосе воздушных подходов. Размещение антенн КРМ на концевой полосе безопасности летного поля не разрешается. Размеры земельного участка для размещения оборудования КРМ составляют:

ü для I категории посадки - 100x215 м;

ü для II и III категорий посадки - 210x315 м.

Глиссадный. радиомаяк (ГРМ) размещают у начала ВПП на расстоянии 120-180 м от оси. ВПП и на удалении 200-450 м от ее торцов к середине (со стороны захода на посадку).

Антенное поле размещают в зоне, удаленной от производственных зданий, воздушных линий электропередач и высотных, сооружений, исключающей возможность образования радиопомех. Антенное поле должно быть удалено от здания КДП на расстоянии 100-400 м. Земельный участок для антенного поля должен иметь размеры 170x170 м.  

Для инструментального контроля за движением воздушных судов на, КДП поступает информация от радиолокаторов: ОРЛ-Т,. ОРЛ-А, ПРЛ и радиомаячной системы ближней навигации РСБН, располагаемых вне летной полосы аэродрома.       

 

 Светосигнальное оборудование аэродрома

Светосигнальная система аэродрома используется для посадки ВС как наиболее сложного и ответственного этапа полета. Посадка ВС успешно выполняется, если пилот хорошо воспринимает земные ориентиры при переходе к визуальному полету. Ночью и в сложных метеорологических условиях днем, когда естественные земные ориентиры не видны, значительная роль отводится светотехническим средствам, особенно на последних этапах посадки (планирование, выравнивание, приземление и пробег). Пилот, установив визуальный контакт с землей, при помощи светотехнических средств получает информацию о положении ВС относительно ВПП (направление на ось. ВПП, удаление до ВПП, плоскость горизонта, обозначение ВПП, место_ приземления и направление пробега после посадки). Светосигнальное оборудование в комплексе с радиосредствами систем посадки на аэродроме обеспечивает:

ü конечный этап захода на посадку; посадку и взлет ВС ночью и днем при установленных для данного аэродрома минимумах;

ü руление и регулирование движением ВС по аэродрому днем и ночью;

ü световое ограждение высотных препятствий в районе аэродрома.

Устанавливаемые на аэродроме огни размещают в определенной последовательности, они имеют необходимые световые характеристики и цветность. По расположению огней пилот должен мгновенно определить направление на ВПП и крен ВС. В условиях плохой видимости особенно ответ­ственным этапом посадки является прохождение зоны приближения к ВПП. В тот момент начинается переход, к визуальной ориентировке по световым сигналам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

На аэродромах ГА применяются следующие светосигнальные системы посадки (ССП)

ü огни малой интенсивности (ОМИ) — для захода на посадку ВС визуально или по приборам;

ü огни высокой интенсивности первой категории (ОВИ-1) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории I;

ü огни высокой интенсивности второй категории (ОВИ-2) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории П;

ü огни высокой интенсивности третьей категории (ОВИ-3) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории III.

Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определенной последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.

- Огни приближения постоянного и импульсного излучения предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП и используются для маркировки участка между БПРМ и началом ВПП. Огни приближения излучают белый свет.                                                                                                                                                                

- Огни световых горизонтов дают информацию пилоту о поперечном крене ВС по отношению поверхности ВПП. Огни световых горизонтов излучают белый свет.

- Огни концевой полосы безопасности (КПБ) — осевые; центрального ряда и боковые предназначены для указания направления на ось ВПП, дают информацию пилоту о ширине зоны приземления, моменте начала вы­равнивания. Осевые и центральные огни КПБ излучают белый свет, а боковые огни КПБ – красный.

- Входные огни предназначены для указания начала ВПП (её торца) и излучают зеленый свет.

- Посадочные огни размешают с двух сторон вдоль ВПП и обозначают ими боковые продольные стороны ВПП.

- Ограничительные огни обозначают конец ВПП и излучают красный свет.

- Осевые огни ВПП предназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при посадке и взлете ВС.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- Огни зоны приземления служат для обозначения зоны приземления на ВПП с целью облегчения посадки в условиях плохой видимости. Они излучают белый свет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- Боковые огни КПТ и огни зоны приземления, располагаясь в одном ряду, образуют световой коридор, по которому пилот легко определяет правильность выхода на ось ВПП.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- Огни быстрого схода с ВПП располагаются на скоростных выводных РД и предназначены для руления на большой скорости (60 км/ч и более) при сходе с ВПП в целях увеличения пропускной способности ВПП. Огни излучают зеленый свет.

- Огни схода с ВПП устанавливают на выводных РД, имеющих большой угол закругления. Они предназначены для использования при сходе с ВПП. Огни излучают также зеленый свет.

- Боковые и осевые рулежные огни служат соответственно для указания продольных границ и осевой линии рулежных дорожек. Боковые рулежные огни излучают синий свет, а осевые — зеленый.

- Стоп-огни предназначены для запрещения движения ВС у пересечений РД, мест примыкания РД к ВПП или мест ожидания при, рулении. Стоп-огни излучают красный свет. 

- Глиссадные огни предназначены для указания визуальной глиссады планирования. Существует несколько стандартных схем размещения глиссадных огней. Каждый, глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный в нижней. Углы распределения световых лучей и установка глиссадных огней должны быть такими, чтобы пилот при заходе на посадку видел:

ü все глиссадные огни красными при нахождении ВС ниже нормальной глиссады планирования и все огни белыми при, нахождении ВС выше нормальной глиссады планирования;

ü огни ближнего горизонта белыми, а дальнего горизонта, красными при нахождении ВС на нормальной глиссаде планирования.

Аэродромные световые указатели облегчают экипажу ориентировку на аэродроме при рулении; а также при движении ВС по аэродрому.

Световое ограждение высотных препятствий и аэродромные световые указатели (АСУ) предусматриваются на всех аэродромах и линейных препятствиях, расположенных на приаэродромной территории и воздушных трассах. Для светового ограждения используют заградительные огни, а в отдельных случаях — заградительные светомаяки. Управляемые АСУ включают в любое время суток, когда необходимо выдать сигнал разрешения или запрещения выруливания ВС по указанному направлению движения. Неуправляемые АСУ включают только в темное время суток и днем в условиях плохой видимости вместе с соответствующими рулежными огнями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: