История планера БРО 11М

БРО 11(м). Прототип планера БРО-11 был построен в 1954 г. Конструктор планера Бронюс Ионович Ошкинис стремился создать планер массового типа. По мысли автора, такой планер должен был быть дешевым, надежным и простым в изготовлении, чтобы его смогли построить в, любом планерном кружке. На таком планере будущие, планеристы могли бы пройти курс теоретической и наземной подготовки и обучиться пробежкам и подлетам с небольших склонов.

В 1955 г. планер БРО-11 принят к серийной постройке и эксплуатировался в кружках и учебных организациях ДОСААФ. Планер применяется для первоначального обучения молодежи в возрасте 11-17 лет. Допустимый вес ученика 40-90 кг. При большем весе пилота центровка планера становится слишком передней и руля высоты "не хватает". В таком случае необходимо в хвостовой части планера укрепить специальный груз весом 3-4 кг для обеспечения нормальной центровки планера. Максимально допустимый вес планериста 85 кг.

Многолетняя эксплуатация планеров первоначального обучения, созданных конструктором Б. Ошкинисом, позволила выявить их особенности и недостатки, которые были очень полно учтены при проектировании БРО-11-М.

 

Глава II. КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ УЧЕБНОГО ОДНОМЕСТНОГО ПЛАНЕРА БРО 11М.

Конструкций планеров очень много, но по целевому назначению их можно разделить на следующие группы: учебные, тренировочные, рекордные, экспериментальные. Кроме того, они подразделяются по числу мест на одноместные, двухместные и многоместные. По материалу они могут быть деревянными, смешанными, цельнометаллическими.

 

ЛТХ планера БРО 11М.

Конструкция планера.

Планер состоит из отдельных крупных деталей. На рис. 47 мы видим их готовыми к сборке

Основой планера является балка (1), на которой снизу монтируется колесо, передний и задний упоры (на концах балки). Она имеет коробчатое сечение, боковые стенки из двойной 8-миллиметровой фанеры, снизу и сверху стенки из фанеры толщиной 6 мм. Сверху на балке крепится пол кабины с сиденьем пилота (2), ручное и ножное управление, передний обтекатель (3). За сиденьем пилота к балке крепится центральная стойка (4), сваренная из стальных трубок 28х1 мм. К ее верхнему концу крепится лонжерон крыла, а нижние концы через карданные сухари присоединяются к балке. К этим же узлам крепятся и подкосы (5).

В передней части балки вставлена бобышка, на которой монтируется коробка оси педали, крючок запуска. На бобышке задней части балки крепятся пластины узла крепления хвостовой фермы (6), которые одновременно держат задний опорный амортизатор-костыль.

Крыло (7) собирается из двух консольных частей и крепится к центральной стойке (4) корневой частью лонжерона, к задней ферме (6) - задним стрингером и к верхней части подкоса (5) средней частью лонжерона.

Хвостовое оперение состоит из стабилизатора, двух половин руля высоты (8), руля направления (9) и киля, которым является задняя часть хвостовой фермы. Стабилизатор связан с килем двумя подкосами. Лонжероны рулей и стабилизатора изготавливают из фанеры толщиной б мм. Все нервюры, кроме усиленных, выполнены из фанеры толщиной 1 мм с обводами из реек 5х5 мм.

Расчалки подкосов (4 шт.) и хвостовой фермы (4 шт.) создают определенную жесткость конструкции и позволяют регулировать взаимное расположение крыла, балки и хвостовой фермы. Расчалки (10) выполнены из проволоки марки ОВС диаметром 2 и 2,5 мм.

Концы проволоки загнуты петлей и закреплены туронами из проволоки того же диаметра. Натяжение расчалок осуществляется тандерами с резьбой М5. Тандеры законтрены мягкой проволокой диаметром 1 мм.

Набор каждого крыла состоит из лонжерона, 16 нервюр, переднего и заднего стрингеров, концевой дуги, фанерной обшивки, книц и бобышек. Обшивка лобовой кромки крыла выполнена из фанеры 1,5 мм, а между нервюрами 9-10 из фанеры толщиной 1 мм. Нервюра 1 (корневая) сделана из 8-миллиметровой фанеры и имеет круглые отверстия для облегчения. В месте прохода лонжерона к нервюре 1 приклеены силовые рейки. Нервюры 10 и 16 являются также усиленными, В хвостовые части этих нервюр вставляются хвостовики из фанеры толщиной 10 мм, к которым крепятся кронштейны подвески элеронов (нервюра 10) и консольные, амортизационные опоры крыла (нервюра16).

Каркас лонжерона крыла (рис. 48) состоит из двух полок сечением 10х20 мм, двух бобышек толщиной 10 мм и стоек сечением 10х10 мм. Каркас оклеен с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Корневая часть лонжерона и полоса между нервюрами 10 и 9 усилена фанерными наклейками. В этих местах ставятся узлы крепления лонжерона к центральной стойке и узел крепления подкоса,

Задний стрингер крыла (рис. 49) между нервюрами 1 и 10 - усиленный. Задний узел крепления крыла к хвостовой ферме и узел крепления расчалок монтируются на заднем стрингере после полной сборки крыла.

Элероны подвесного типа, то есть они не врезаны в крыло как обычно, а подвешены под крылом. Каждый элерон подвешен на двух точках: один шарнир расположен на хвостовой ферме, а другой - на кронштейне нервюры крыла 10. Каркас элерона состоит из лонжерона, нервюр, переднего и заднего стрингеров, обшивки и книц. Все нервюры изготавливаются из фанеры и имеют вырезы для облегчения. На нервюре элерона 1 крепится кабанчик (для системы управления), а на нервюре 10 - шарнир.

Подкосы крыла склеены из сосновых планок. В середине имеют сечение каплевидной формы, а на концах - сечение прямоугольной формы. На оклеенные полотняной материей концы надевают верхний и нижний наконечники и скрепляют болтами М6Х30. Верхние наконечники подкосов имеют ушки для присоединения расчалок. Подкосы с расчалками фиксируют правильное расположение балки относительно крыла.

Управление.

На рис. 50, а показано ножное управление. При движении правой педали вперед тросовая проводка перемещается на своих роликах и, воздействуя на кабанчик руля направления, заставляет его повернуться в правую сторону (относительно направления движения).

Ручное управление состоит из ручки, продольного вала, рамки-качалки, тяг элеронов и тросовой проводки. Ручка изготавливается из трубы 28х1, имеет деревянную головку, а внизу кончается вилкой. Ручка вставляется в шарнир, имеющий две оси колебания (вращения). Вертикальную ось образует вильчатый палец, вращающийся во втулке, вставленной в фанерную бобышку, которая встроена внутрь балки. К ручке управления присоединен продольный вал, сваренный из трубы 28х2. На его противоположном конце имеется коромысло и втулка с резьбой М12, в которую вворачивается ушковый болт, соединенный, в свою очередь, с качалками (рис. 50, б). От этих качалок идут тросы к приводу руля высоты. Каждая половина руля высоты имеет свою тросовую проводку. Последняя присоединяется к рулю высоты так, что при разборке или сборке планера натяжение тросов и регулировка их не нарушается.

От поперечного коромысла, приваренного к продольному валу, вверх идут две тяги, своими верхними концами соединяющиеся с элеронами. При перемещении ручки управления влево или вправо поперечное коромысло получает колебательное движение, которое передается на элероны. При перемещении ручки управления вправо левая сторона коромысла поднимается и заставляет левый элерон опуститься, а правая сторона коромысла опускается, за счет чего правый элерон поднимается. В результате подобного движения ручки в полете мы создаем правый крен или, если обнаружим незапланированный левый крен, то выводим из этого крена и восстанавливаем нарушенное равновесие.

Если ручку управления взять на себя, то это движение передается валом на качалку, которая поворачивается на оси вращения, заставляя перемещаться тросовую проводку. В результате этого мы получаем перемещение руля высоты (двух его половин) вверх.

За последние 30 лет у нас строились большими сериями учебные планеры А-1 (УС-4), БРО-9, КАИ-11, БРО-11М. Конструкция БРО-11М лучше всего отвечает требованиям, предъявляемым к планеру, предназначенному для первоначального обучения в одноместном варианте. Этот планер достаточно прочен и безопасен. В случае потери скорости он не опускает нос (капот), а парашютирует, что объясняется особенностью аэродинамической компоновки. Небольшая удельная нагрузка и целиком разрезное крыло с зависающими элеронами позволяют летать на очень небольших скоростях. Рули эффективны в достаточной степени, но не чрезмерно. Планер в полете устойчив. Его малые габариты и малый вес позволяют снизить расход строительных материалов в три-пять раз по сравнению с количеством материалов, необходимых для постройки планера типа А-1 или БРО-9, вследствие чего снижается и стоимость изготовления. Так, в первой партии планер БРО-11М стоил 1066 руб., тогда как КАИ-11 - более 5000 руб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: