Сборка, регулировка, разборка

Завод поставляет планеры после контрольной сборки и облета в разобранном виде. Летная организация получает по железной дороге или автомашиной планер, разобранный по следующим крупным узлам и деталям:

➢ крыло - левое, правое;

➢ элерон - левый, правый;

➢ руль высоты - левый, правый;

➢ подкосы крыла - 2 шт.;

➢ подкосы стабилизатора - 2 шт.;

➢ стабилизатор - 1 шт.;

➢ балка с обтекателем 1 шт. (пол, сиденье, колесное шасси);

➢ хвостовая ферма со съемным раскосом - 1 шт.;

➢ центральная стойка - 1 шт.;

➢ расчалки - 1 комплект (8 шт.).

После проверки всех деталей и узлов приступаем к сборке планера в следующей последовательности:

1. Выбрать площадку 8х10 м, защищенную от ветра.

2. Снять с тросов и узлов смазку консервации, промыв их керосином. Все поверхности (крыла, хвостового оперения) промыть теплой водой с применением щетки.

3. Поставить балку прямо на середине площадки и присоединить к ней центральную стойку и хвостовую ферму.

4. Присоединить к балке нижние концы подкосов, присоединить расчалки к верхним узлам подкосов (без натяжки).

5. Взять левое крыло за 3 точки: переднюю и заднюю кромки крыла у концевой нервюры и за консоль, после чего поднять его.

6. Вставить в узлы хвостовой фермы ушки лонжерона и узел задней кромки, вставить пальцы, законтрить шплинтами. Крыло держать горизонтально.

7. Соединить верхний наконечник подкоса с узлом лонжерона (между нервюрами 9 и 10), вставляя болт головкой вперед, затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.

8. Выполнить аналогичные действия с правым крылом.

9. Натянуть передние расчалки подкосов. При этом необходимо установить и зафиксировать правильное положение крыла относительно балки, центральной стойки и хвостовой фермы. Для этого, натягивая тандеры расчалок, нужно несколько раз замерить (мягкой проволокой, но не мягкой веревкой) расстояние от переднего выступа буксировочного крючка до центра головки болтов присоединения подкосов к крылу. Левый и правый размеры должны быть одинаковыми. Расчалки натянуть умеренно, но при этом не следует забывать, что натяжение одной расчалки передается и на расчалку другой стороны.

10. Натянуть задние расчалки подкосов. Так как натяжением передних расчалок положение балки уже зафиксировано, то задние расчалки натягиваются независимо, до появления слабого звучания их в самом низком тоне. Заворачивая втулки тандеров, не допускайте раскручивания расчалок.

11. Законтрить тандеры всех четырех расчалок контровочной проволокой.

12. Присоединить и натянуть все четыре расчалки хвостовой фермы, но так, чтобы ее верхняя полка, если смотреть спереди планера в направлении к его хвосту, была бы прямой, то есть являлась бы продолжением ее передней части между консолями крыла. Придерживая крыло горизонтально, проверить положение киля - он должен стоять вертикально. Натянуть расчалки умеренно, не допуская звучания. Тандеры законтрить проволокой.

13. Поставить руль направления на свое место и закрепить его, вставляя пальцы в шарниры. Пальцы законтрить шплинтами.

14. Присоединить тросы ножного управления к кабанчикам руля направления, заворачивая тандеры. Проследить, чтобы проводка нормально лежала в роликах. Поправить предохранители верхних роликов. Тандеры отрегулировать так, чтобы при нейтральном положении руля направления (он должен быть в плоскости киля), педаль стояла строго перпендикулярно продольной оси планера, то есть балке. Проводку не перетягивать, только выбрать слабину.

15. Поставить стабилизатор (надеть его середину на палец у киля, придерживая стабилизатор горизонтально). Направить и надеть переднюю часть стабилизатора на болт фермы, завернуть гайки и законтрить их. Поставить подкосики, вставляя пальцы в их ушки. Законтрить пальцы шплинтами.

16. Поставить рули высоты: направить руль так, чтобы одновременно палец среднего шарнира попал в ушко подвески на стабилизаторе, а ушко кабанчика руля попало на ось, укрепленную на ферме. Все четыре точки подвески законтрить шплинтами.

17. Присоединить проводку ручного управления к рулям высоты. Для этого уздечки тросовой проводки надевают на пальцы кабанчиков рулей и законтривают их шплинтами.

18. Регулировка рулей высоты, как правило, производится на заводе и дополнительной работы не требует. Но следует убедиться, что рули высоты находятся в нейтральном положении (когда ручка управления стоит вертикально к полу кабины, а рули высоты являются продолжением стабилизатора). При положении ручки полностью на себя качалка ручного управления должна стоять вертикально к поверхности балки.

19. Поставить на свое место элероны: направить ушко кабанчика элерона на ось, укрепленную на ферме, а ушки среднего шарнира - на конец кронштейна подвески (нервюра крыла 10). После этого вставить палец и законтрить его на ферме шплинтами.

20. Присоединить тяги элеронов к кабанчикам, вставляя пальцы. Если контргайки вильчатых болтов, наконечников тяг затянуты, то управление элеронами регулировке не подлежит. В сомнительных случаях, а также при ослаблении контргаек надо проверить, располагается ли задняя кромка элеронов на 100 мм вниз от верхнего ребра полки хвостовой фермы при нейтральном (вертикальном) положении ручки.

21. Надеть ленту центроплана, которая должна закрыть пространство между левой и правой плоскостями в месте их крепления к центральной стойке и хвостовой ферме. Сначала нужно зацепить передние ушки за винты внизу крыла, потом натянуть ленту и завести наконечник на замок. Рычаг замка контрят булавкой или шплинтом.

22. Проверить давление в колесе: оно должно быть ≤3 атм. для колеса 255х110 или ≤2 атм. для колеса 320х135. При необходимости можно подкачать обычным автомобильным насосом.

На все время прохождения летной программы за летной группой закрепляется планер. При интенсивной его эксплуатации могут появляться те или иные неисправности, которые группа должна устранить. Староста группы постоянно поддерживает связь с начальником лаборатории или инженером с целью организации постоянного контроля за состоянием планера и его ремонтом.

Многолетний опыт работы московской ЮПШ показывает, что дефекты планеров можно условно разделить на две группы: это, во-первых, повседневные, связанные с их эксплуатацией, и, во-вторых, трудоемкие, связанные, как правило, с поломками и требующие разборки и ремонта планера в стационарных условиях аэродромных мастерских.

Разборка планера производится в последовательности, обратной сборке, но при этом следует обратить внимание на следующие два правила:

1. В процессе разборки следить, чтобы все пальцы, болты, соединения были поставлены на свои места и законтрены. Втулки тандеров нужно завернуть до отказа (одним концом), затянуть и законтрить проволокой.

2. Разобранный на части планер нужно бережно перенести в хранилище и аккуратно закрепить так, чтобы избежать повреждения. Нельзя допустить хранения частей под открытым небом. Если специального хранилища для планеров нет, то нужно приспособить любое другое сухое и проветриваемое помещение (хотя бы ящик доставки).

 

Предполетный осмотр.

Перед началом полетов исправный и заблаговременно подготовленный планер должен быть подвергнут предполетному осмотру, цель которого - проверка готовности к полетам, выявление возможных неисправностей и повреждений, которые могли возникнуть на стоянке или не были обнаружены раньше, Планер осматривается членами той группы, за которой он закреплен, под руководством инструктора, инженера или старосты. О результатах осмотра докладывают инструктору.

Осмотр происходит в определенном порядке, по часовой стрелке, начиная с кабины. При этом обращается внимание на следующее:

Осмотр планера считается законченным, когда вся летная группа убедилась в отсутствии дефектов. При этом даже отсутствие контровки может считаться очень серьезным дефектом. Планер допускается к полетам только при полной исправности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: