Интеграционные процессы в Африке

После 1960 г. на континенте возникло около 40 различных международных организаций экономического и финансового профиля, которые выступали за развитие интеграции как по широкому кругу экономических сфер деятельности, так и в рамках отдельных отраслей, хотя в основополагающих документах не всегда присутствовали дефиниции «интеграция» или «международная интеграция труда». Большое влияние на развитие интеграционных процессов оказывали бывшие метрополии Африки, но, как правило, такое воздействие использовалось для достижения известных целей – не упускать их из сферы своих интересов и т.д. Кстати, примером могут служить различные группировки франкоязычных, англоязычных стран и др.

На начальном этапе возникали организации, специфические для африканских условий, например, семь организаций так называемого «речного профиля»: ОМВГ (Организация по освоению реки Гамбия), ОМВС (Организация по освоению бассейна реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катара и др. Были также созданы структуры, которые, согласно оценке африканских исследователей, могли стать своего рода центрами «концентрации процессов и превращения их в интеграционные»: Африканская Лесопромышленная организация, Международный Союз стран-производителей какао, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и др.

Не следует забывать и то, что в 60-70 годы в Африке наблюдалось сильное влияние ТНК. Так, в 1977 г. прекратило свое существование Восточно-Африканское Сообщество (ВАС). ВАС – группировка, которая подавала большие надежды апологетам интеграции. Однако деятельность ТНК, контролировавших товарные потоки от сбыта до реализации, на определённом этапе сорвала программы регионального сотрудничества.

В 80-е годы в результате активной деятельности экономической дипломатии развивающихся стран, в том числе африканских, мировым сообществом в определённой мере были отрегулированы некоторые подходы ТНК к сотрудничеству. Через серию Ломейских конвенций были «подработаны» условия сотрудничества стран-членов ЕС (а значит, и входящих в него бывших метрополий) с развивающимися странами.

С учётом приобретённых потребностей всё большее внимание уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского Экономического Сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г.

План постепенного – в шесть этапов – создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главным элементом

 АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности.

Вероятно, практический эффект от АфЭС – дело достаточно отдалённого будущего, однако сам процесс формирования Сообщества может дать толчок модернизации и унификации структур экономического взаимодействия Африканских стран, увеличить интенсивность и объём их сотрудничества, что в конечном итоге должно привести к расширению африканских рынков, появлению относительно крупных потребностей в связи с оснащением новых предприятий и других объектов, создаваемых в Африке на коллективной основе.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности Экономического Сообщества Западно-Африканских государств (ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входит 16 государств.

Осуществление планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствует соперничество между франкоязычными и англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более или менее динамично развивался Таможенный и Экономический Союз Центральной Африки (ЮДЕАК), который имеет в своем составе шесть стран. За тридцать лет существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введён единый внешнетаможенный тариф на основе совместного участия стран ЮДЕАК. В «зоне французского франка» создан Валютный Союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников платёжные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд Солидарности.

К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию каждой из национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению важнейших задач, определённых в Договоре: свобода движения капитала (с постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. о выходе на более высокий уровень интеграции. Впрочем, предстоит решение и ещё многих проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: