Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства. Следует отметить, что с введением Закона № 127-ФЗ на страницах периодической печати стало появляться много публикаций по вопросам банкротства, прежде всего юридических лиц. Но в них, как правило, комментируется нормативно-правовая база банкротства, рассматриваются схемы действий в процессе ликвидации или продажи предприятия. Конкретная методология бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций в соответствии с Законом № 127-ФЗ на данный момент отсутствует. По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции, связанные с процедурами банкротства предприятия, должны быть отражены в разрезе статей и глав этого Закона с учетом действующего законодательства, в том числе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В условиях банкротства необходимо организовать бухгалтерский учет и аудит по процедурам несостоятельности: предупреждению банкротства; наблюдению; финансовому оздоровлению; внешнему управлению; конкурсному производству; мировому
соглашению.
Осуществление бухгалтерского учета и аудита в организациях на грани банкротства имеет ряд специфических особенностей, вызванных чрезвычайностью ситуации, что определено Законом № 127-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 30 июня 2003 г.) «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его деятельности без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
Общие правила ликвидации юридических лиц содержатся в ст. 61—64 ГК РФ, а специфические вопросы ликвидации предприятий в форме акционерных обществ изложены в ст. 21—24 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 февраля 2003 г.)
Ликвидация юридических лиц подлежит государственной регистрации с внесением соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Вопросам государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией посвящены ст. 20—22 главы VII названного закона.
Общие положения по порядку исчисления налогов, сборов, пеней, штрафов при ликвидации организации изложены в ст. 49 НК РФ.
Статьей 63 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Эта норма получила свое развитие и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со ст. 149 которого предприятие-должник считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
Таким образом, юридическое лицо, находящееся в конкурсном производстве, до момента ликвидации ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов, устанавливающих единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. В частности, все записи на счетах бухгалтерского учета должны соответствовать Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению (утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2002 г. № 94н), а ведение организацией учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности — принципам, правилам и способам, установленным положениями по бухгалтерскому учету.
Представляется, что нуждается в дальнейшем развитии действующий План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Сейчас он предназначен для систематизированной группировки информации о всесторонней деятельности и имуществе организации, не имеющей намерения ликвидировать или сокращать эту деятельность.
В настоящее время План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, на наш взгляд, должен быть дополнен синтетическими счетами и субсчетами, отражающими особенности учета операций досудебной санации, группировку расходов, связанных с процедурами банкротства, особенности учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения, при продаже и ликвидации банкротов.
Однако для учета материальных ценностей, денежных средств и имущественных прав целесообразно использовать счета, ранее применявшиеся в учете функционирующей организации, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 41 «Товары», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 97 «Расходы будущих периодов» и т. д., несмотря на изменение экономического содержания объектов, учитываемых с использованием этих счетов. Например, стоимость подписки, которую можно получить с покупателя, не может считаться «расходом будущих периодов», а основные средства, предназначенные для продажи, по сути являются товаром. Однако, невзирая на внешнюю «нелогичность», такой подход следует признать рациональным, поскольку формирование новых счетов для дополнительной перегруппировки данных на практике может привести к искажению учетных данных, к ошибкам.
Если в обычных условиях деятельности организации оценка активов, обязательств, доходов и расходов в большинстве случаев производится по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), то в условиях банкротства, особенно на его заключительных стадиях, более распространены оценки этих объектов по текущей (восстановительной) стоимости (т. е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности или перехода к иной стадии банкротства) и по текущей рыночной стоимости.
Текущая рыночная стоимость имущества превалирует в оценке на стадиях санации и ликвидации организации. Она определяется на основании последних цен либо средних цен, опубликованных товарными биржами, правительственными и местными статистическими справочниками, данных о ценах производителей, организаций оптовой торговли и других доступных источников достоверной информации о ценах. По объектам, длительное время находившимся в организации, рыночная стоимость определяется путем сравнения с аналогами с учетом физического и морального износа, оцениваемого экспертами. Согласно Закону № 127-ФЗ оценка имущества должника производится независимым оценщиком.
Различия в оценке имущества организации в состоянии банкротства обязывают ее вести учет в первоначальной, восстановительной и рыночной стоимости, иначе санируемый и ликвидационный баланс составить невозможно. Одновременно возникает проблема отражения в бухгалтерском и налоговом учете разницы между этими оценками. Эти вопросы в теории и действующей практике бухгалтерского учета нельзя считать до конца решенными.
Возможное предупреждение банкротства и учет операций досудебной санации. На основании ст. 30 Закона № 127-ФЗ «учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником».
В статье 31 предусмотрено, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника» Предоставление помощи определено как «досудебная санация».
Отсюда следует, что в первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Финансовая помощь может быть оказана в виде:
— возвратной финансовой помощи — займа (процентного, беспроцентного);
— безвозвратной финансовой помощи — безвозмездное поступление;
— принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;
— принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).
Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Наиболее простым способом для отражения в бухгалтерском учете является предоставление финансовой помощи в виде беспроцентного (или под невысокие проценты) возвратного займа.
Взаимоотношения между участниками сделки по поводу предоставления займа регулируются параграфом 1 главы 42 «Заем и кредит» второй части ГК РФ (ст. 807—818).
Следует отметить, что целесообразно в случаях, связанных с банкротством, применять положения ст. 814 и предоставлять должнику целевой заем, т. е. с «условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели». В нашем случае определенные цели есть погашение задолженности должника по обязательным платежам и прочей кредиторской задолженности.
Основным нормативным документом, определяющим порядок учета кредитов, является ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утвержденное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.
Операции по получению займа отражаются следующей корреспонденцией в зависимости от срока предоставления займа:
Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Если по договору займа предусмотрена уплата процентов, начисление последних отражается в учете заемщика следующей корреспонденцией:
Дебет счетов 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
При отсутствии в договоре прямых указаний о размере процентов он определяется существующей банковской ставкой рефинансирования.
Следует отметить, что согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности № 34н от 29 июля 1998 г. задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
По письменному заявлению (уведомлению или приложению к договору займа) заемщика заимодавец может направить денежные средства на погашение долгов заемщика-должника. В этом случае операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:
Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму погашения кредиторской задолженности;
Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на сумму погашения кредитов банка;
Дебет счетов 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты с внебюджетными фондами» — на сумму обязательных платежей;
Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
На практике к операциям по уплате обязательств одними юридическими лицами за другие юридические лица органы государственной налоговой службы, фондов социального страхования и другие относятся настороженно. Поэтому с юридической точки зрения более правильным является оформление еще одного договора (к договору займа) — договора поручения на уплату обязательств должника.
Как было указано выше, финансовую помощь могут оказывать должнику и кредиторы. В Законе № 127-ФЗ определено, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. В этом случае можно руководствоваться ст. 818 части второй ГК РФ, в которой предусмотрена новация долга в заемное обязательство, при этом долги по вышеуказанным договорам являются погашенными, но возникает новый долг из договора займа. Следует отметить, что данные положения не распространяются на обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов.
В бухгалтерском учете новация долга отражается корреспонденцией:
Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Краткосрочные и долгосрочные займы организация может получить путем выпуска и продажи долговых обязательств (облигаций).
Реализация облигаций отражается в бухгалтерском учете:
Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
В случае реализации ценных бумаг по цене выше их номинальной стоимости разница между номинальной стоимостью и ценой реализации принимается к учету следующим образом:
Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» на счет 91 «Прочие доходы и расходы» исходя из срока, на который выпущены ценные бумаги.
Расходы, связанные с выпуском ценных бумаг, учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита соответствующих расчетных, денежных и материальных счетов.
Начисление процентов по ценным бумагам отражается аналогично начислению процентов по денежным займам.
В случае принятия решения об увеличении уставного капитала с целью пополнения оборотного капитала организации необходимо пройти перерегистрацию. Этот процесс довольно длительный и требует дополнительных затрат, но может быть эффективным, если организация имеет четко разработанный план выхода из кризисной ситуации и может убедить учредителей, настоящих и будущих инвесторов, кредиторов в получении прибыли в будущем.
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета увеличения уставного капитала аналогичен его формированию.
Учет расходов, связанных с процедурами банкротства. В процессе проведения процедур банкротства возникает множество расходов, напрямую не связанных с основной деятельностью предприятия-должника. В то же время при введении наблюдения или внешнего управления предприятие-должник продолжает функционировать, осуществляя свою основную деятельность. Возникает необходимость учитывать расходы, связанные с проведением процедур банкротства. К таким расходам можно отнести:
— расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;
— расходы, связанные с конкурсным производством;
— вознаграждение арбитражному управляющему;
— судебные расходы;
— расходы по хранению имущества (решение арбитражного суда);
— расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
— расходы на экспертизу;
— расходы на публикацию и проведение торгов;
— расходы на оплату услуг специализированных организаций, проводящих оценку имущества, и пр.
В целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства, а также в целях правильного исчисления налогов целесообразно, хотя это не закреплено нормативно, такие расходы учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства» с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.
По дебету этого счета отразятся суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.
Нужно отметить, что при осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом, поэтому отражать расходы на вознаграждение конкурсному управляющему по кредиту счета 70 «Расчеты по оплате труда»-будет неправильно. Однако с практической точки зрения это целесообразно, так как на суммы, выплачиваемые конкурсному управляющему, следует начислять страховые взносы во внебюджетные фонды и удерживать соответствующие обязательные платежи. По нашему мнению, данные расходы следует учесть на счете 70 с открытием отдельного субсчета «Расходы на вознаграждение конкурсному управляющему».
Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия, а именно собственных средств предприятия (капиталов и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также прибыли (убытков) отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка); счетов продаж (90, 91).
Главная проблема учета данных расходов связана с вопросами правильного исчисления налогов, а следовательно, правильного отнесения расходов и затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), реализацию их или на счет собственных средств.
В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются:
— на расходы по обычным видам деятельности;
— операционные расходы;
— внереализационные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы, понесенные вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и пр.
Целесообразно, на наш взгляд, расходы, связанные с процедурами банкротства, отнести к прочим расходам, которые в соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Напрашивается вывод о том, что порядок учета расходов, связанных с процедурами банкротства, и источников их покрытия должен найти свое отражение в отдельных нормативных актах и Методических указаниях по бухгалтерскому учету.
Кроме того, полезно отделить в учете убыток, образовавшийся за весь период деятельности организации до момента признания ее несостоятельной, от финансового результата, полученного в ходе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий согласно ст. 133 Закона № 127-ФЗ обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке (основной счет должника). Другие счета подлежат закрытию путем перечисления средств на основной счет. На основной счет должника зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются как выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст. 134, так и оплачиваются расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.
Закрытие расчетных счетов путем перечисления денежных средств на основной счет отражается проводками:
Дебет счета 51 «Расчетный счет» (основной) — Кредит счетов 51 «Расчетный счет» (другие счета), 55 «Специальные счета в банках».
Закрытие валютных счетов отражается проводками:
Дебет счета 57 «Переводы в пути» — Кредит счета 52 «Валютные счета» — на сумму продаваемой валюты;
Дебет счета 51 «Расчетный счет» (основной) — Кредит счета 91-1 «Прочие доходы» — на сумму выручки от продажи валюты;
Дебет счета 91-2 «Прочие расходы» — Кредит счетов 57«Пе-реводы в пути» — на сумму валюты в день продажи;
Дебет счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (99) — Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (91-9) — на сумму финансового результата.
Учет операций при заключении мирового соглашения. Мировое соглашение между должником и кредиторами может предусматривать следующие условия:
— скидку с долга;
— отсрочку или рассрочку исполнения обязательств;
— исполнение обязательств должника третьими лицами;
— уступку права требования должника;
— обмен требований на акции и др.
Отсрочка или рассрочка исполнения обязательств в бухгалтерском учете отражается только в аналитическом учете.
Скидка с долга в бухгалтерском учете у должника представляет собой безвозмездные поступления, т. е. прибыль, подлежащую обложению налогом на прибыль.
Исполнение обязательств должника третьими лицами возможно на условии финансовой помощи, что было рассмотрено выше.
Уступка права требования регулируется главой 43 «Финансирование под уступку денежного требования» ГК РФ (ст. 824-833).
По договору финансирования под уступку денежного требования (договору цессии) одна сторона (финансовый агент или цессионарий) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту или цеденту) денежные средства в счет денежного требования клиента или цедента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Финансовыми агентами могут выступать банки и другие коммерческие организации, имеющие разрешение на осуществление деятельности такого вида. Данные виды сделок выступают как способы обеспечения обязательств сторон первоначального договора и не изменяют сути самого договора.
Следует отметить, что порядок отражения в бухгалтерском учете сделок по переуступке права требования в настоящее время не определен нормативными документами, поэтому переуступка права требования дебиторской задолженности оформляется у кредитора как погашение дебиторской задолженности по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Права требования переданные» — на сумму уступки права требования;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму убытка от уступки права требования в случае переуступки права требования на сумму меньшую, чем дебиторская задолженность;
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму причитающейся дебиторской задолженности;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму прибыли от уступки права требования в случае переуступки права требования на сумму большую, чем дебиторская задолженность.
После получения денежных средств по договору переуступки права требования в целях исчисления налога по оплате составляются проводки:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «НДС неоплаченный» — на сумму НДС по моменту реализации в целях исчисления налога по оплате со всей суммы дебиторской задолженности — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Если дебиторская задолженность переуступается по большей стоимости, то с суммы превышения необходимо начислить налог на добавленную стоимость:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму превышения.
Организация, которая приобрела долги (право требования задолженности), учитывает их по счету 58 «Краткосрочные финансовые вложения» в сумме фактических затрат. Задолженность за приобретаемое право учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Оплата приобретаемого права отражается по дебету счета 76 с кредита счетов учета денежных средств.
Должник (предприятие-банкрот) в обязательном порядке уведомляется о меняющихся кредиторах, и ему необходимо отразить это движение в аналитическом учете. Некоторые специалисты рекомендуют такую задолженность перенести со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Так как задолженность еще не уплачена должником, зачет НДС осуществлять нельзя.
В процессе мирового соглашения возможен обмен требований на акции. Обменять требования можно как на акции, уже выкупленные у акционеров, так и на акции, выпущенные в связи с увеличением уставного капитала.
В первом случае, когда номинальная стоимость превышает стоимость обмена акций на требования по договору, можно рекомендовать следующие проводки:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму обмена акций на требования по договору;
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» — на сумму разницы между номинальной стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору;
Кредит счета 58 «Финансовые вложения» — на сумму номинальной стоимости акций.
В случае превышения стоимости обмена акций на требования по договору над номинальной стоимостью:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму обмена акций на требования по договору;
Кредит счета 58 «Финансовые вложения» — на сумму номинальной стоимости акций;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму разницы между номинальной стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору.
Далее, в случае превышения суммы требований над суммой обмена:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму требований;
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму обмена акций на требования по договору;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на всю сумму разницы между суммой обмена и суммой требований.
В случае превышения суммы обмена над суммой требований:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму требований;
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» — на сумму разницы между суммой обмена и суммой требований;
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму обмена акций на требования по договору.
Использование счета 76 как промежуточного обосновано тем, что в случае обмена могут возникнуть разницы между номинальной стоимостью акций, суммой обмена по договору и суммой требования кредитора.
Второй вариант, обмен требований на вновь выпущенные акции, предусматривает увеличение уставного капитала. В этом случае отражение операций на счетах будет выглядеть следующим образом:
Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» — Кредит счета 80 «Уставный капитал» — на сумму увеличения уставного капитала.
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» — на сумму обмена требований на акции.
В случае образования разницы между суммой требований и стоимостью акций разницу следует относить на финансовые результаты.
Налоговые отношения в процессе осуществления процедур банкротства. Имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика-должника подпадает под специальный правовой режим. Установление такого режима при возбуждении производства по делу о банкротстве продиктовано, с одной стороны, необходимостью сохранения имущества, а с другой — эффективным использованием его с целью удовлетворения требований кредиторов и возможного восстановления платежеспособности должника для сохранения его как хозяйствующего субъекта.
Законом о банкротстве установлен особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. Нужно отметить, что расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном ст. 134 — 138 Закона № 127-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 134 Закона требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности.
Вне очереди покрываются обязательства, связанные с рассмотрением дела о несостоятельности, включая расходы по экспертизе, выплате вознаграждения конкурсному управляющему и др. Пунктом 1 ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди возмещаются:
— судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений;
— расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
— текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
— требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
— иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Данные расходы относят к нулевой очереди. Первая очередь представляет собой требования граждан, перед которыми должник несет ответственность по причине вреда их жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей:
Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — Кредит счета 51 «Расчетные счета» — капитализированы платежи за причинение вреда жизни или здоровью путем перечисления средств в фонд социального страхования.
Вторая очередь — обязательства по оплате труда, выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — Кредит счета 50 «Касса» — выдана ранее начисленная заработная плата и выходные пособия увольняющимся работникам в связи с ликвидацией предприятия по трудовым договорам, контрактам, а также выплачены авторские вознаграждения авторам — физическим лицам;
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — удержан налог на доходы физических лиц с сумм заработной платы и авторских вознаграждений, выдаваемых увольняющимся работникам в связи с ликвидацией предприятия;
Дебет счета 20 «Основное производство» — Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (соответствующие субсчета по расчетам с Пенсионным фондом в части страховой и накопительной части трудовой пенсии, с территориальным и федеральным фондом обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования по ЕСН и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) — начислен единый социальный налог на суммы выплачиваемой заработной платы и авторские вознаграждения, выдаваемые увольняющимся работникам в связи с ликвидацией предприятия.
Третья очередь — обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» — Кредит счета 50 «Касса» или кредит счета 51 «Расчетный счет» — удовлетворены требования кредиторов, ранее обеспеченные залогом имущества ликвидируемого предприятия.
Одновременно выполняется проводка по списанию с забалансового учета суммы залога, являвшегося обеспечением выполнения обязательства по договору:
Кредит счета 006 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» — списано с учета ранее выданное обеспечение обязательств или платежей в связи с его погашением денежными средствами.
Четвертая очередь — обязательства по платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды (погашение задолженности по платежам, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства):
Дебет счета 68, соответствующие субсчета по видам налогов и сборов — Кредит счета 51 «Расчетный счет» — произведено погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Пятая очередь — требования остальных кредиторов. Удовлетворяются требования конкурсных кредиторов (физических и юридических лиц, имеющих к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом):
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» — Кредит счета 50 «Касса» или кредит счета 51 «Расчетный счет» — произведены расчеты с кредиторами при ликвидации предприятия.
Имеет смысл выделить отдельно обязательства, по которым не были предъявлены претензии кредиторов. Необходимость выделения обусловливается тем, что зачастую в процессе конкурсного производства возникает еще одна очередь из лиц, подавших свои заявления-претензии после завершения установленного срока приема этих претензий. Такие заявления-претензии принимаются, однако оплачиваются они последними, независимо от того, в какую очередность оплаты они могли бы попасть при условии своевременного объявления своей претензии предприятию-должнику. Исключение составляют требования первой и второй очереди (когда должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью), а также требование по выплате заработной платы и различных пособий. В таких случаях приостанавливается удовлетворение требований других очередей до момента полного удовлетворения этих требований.
Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ, т. е. «при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом». Это соответствует п. 1 ст. 46 НК РФ, согласно которому в случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно: он взыскивается по решению налогового органа путем направления в банк налогоплательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление в бюджет необходимых денежных средств.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 данного Кодекса.
Таким образом, допускает возможность внесудебного и внеочередного порядка взыскания обязательных платежей в период конкурсного производства по налоговым обязательствам, возникшим в процессе банкротства и не вошедшим в реестр требований кредиторов.
Ко всем публично-правовым отношениям, прямо неурегулированным Законом о банкротстве, которые возникают в процессе процедуры банкротства и связаны с исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, применяются нормы законодательства о налогах и сборах, а также иных отраслей публичного права.
Юридическое лицо, подвергшееся процедуре банкротства, в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, до внесения в Книгу государственной регистрации записи, является юридическим лицом.
Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства или ликвидации, поэтому ликвидируемая организация обязана своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур или процедур банкротства.
Нужно акцентировать внимание на том, что в п. 2 ст. 64 НК РФ предусмотрено предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов на основании, определенном в пп. 3, а именно: угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога.
В настоящее время действует распоряжение ФСФО России от 13 апреля 2001 г. № 111 -р, которое устанавливает порядок подготовки и дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов.
В случае обращения налогоплательщика с просьбой о получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов на основании, определенном в пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, представляются следующие документы:
— формы №1, 2, 4 бухгалтерской отчетности, форма 5-з статистической отчетности (утвержденной постановлением Госкомстата России от 9 сентября 2003 г. № 82) за последний год и за последний отчетный период текущего года;
— справка налогового органа о величине налогов организации, подлежащих единовременной уплате, и о величине начисленных и уплаченных налогов за последний отчетный период текущего года.
В случае необходимости у организации-заявителя может быть запрошена иная информация, необходимая для подготовки заключения.
Заключение о возможности наступления банкротства организации в случае единовременной уплаты сумм налогов может быть дано, если выполняются следующие условия:
— у организации есть в наличии собственные оборотные средства и разность между величинами собственного капитала (стр. 490 формы № 1 бухгалтерской отчетности) и внеоборотных активов (стр. 190 формы № 1 бухгалтерской отчетности) меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате;
— величина прибыли, полученной организацией после налогообложения за последний отчетный период, меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате;
— в отношении организации-заявителя не возбуждено производство по делу о банкротстве.
В процессе процедур банкротства и должник, и кредитор, как правило, имеют несостоятельную дебиторскую задолженность. При списании дебиторской задолженности следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России № 34н.
Кроме того, в соответствии с п. 14.3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, в состав прочих внереализационных расходов включается дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Исковая давность — это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Согласно ГК РФ общий срок защиты имущественных прав составляет три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность подлежит списанию. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Следует помнить, что дебиторская задолженность разделяется на два типа: истребованная и неистребованная. Истребованной считается задолженность, по которой организация использовала все возможности для ее погашения, а именно предъявила письменную претензию должнику и направила иск в арбитражный суд.
В срок, который установлен для приема требований от кредиторов, ликвидационная комиссия должна выявить дебиторскую задолженность организации и взыскать ее с должников. Для этого она выставляет требования организациям-должникам. Если должники отказываются платить, то можно обратиться с иском в суд.
Следует иметь в виду, что если организация-дебитор в соответствии с Законом № 127-ФЗ является банкротом, т. е. существует решение арбитражного суда о признании организации банкротом или соответствующим образом оформленное заявление организации-должника о собственном банкротстве, то задолженность этой организации списывается на убытки и уменьшает налогооблагаемую прибыль организации-кредитора.
Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» — списание дебиторской задолженности на уменьшение прибыли.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 и п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, работы, товары, услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Создание резерва по сомнительным долгам осуществляется по каждому обязательству по данным проведенной инвентаризации.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счетов 63 «Резерв по сомнительным долгам» — создание резерва по сомнительным долгам;
Дебет счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» — Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,76 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — списание дебиторской задолженности на уменьшение резерва сомнительных долгов.
Неистребованная задолженность списывается на убытки организации (в составе внереализационных расходов — п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), но не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — списание дебиторской задолженности на убытки организации.
Кроме того, согласно действующему законодательству (глава 21 НК РФ) с суммы списанной дебиторской задолженности следует исчислять НДС-Дебет счета 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начисление НДС с суммы списанной дебиторской задолженности.
При этом организации, которые для целей исчисления НДС определяют выручку «по оплате», должны начислить его либо в день, когда истек срок исковой давности, либо в день списания дебиторской задолженности, это зависит от того, какой из этих сроков наступил раньше.
При рассмотрении дел, связанных с банкротством, возникают вопросы об очередности обязательных налоговых платежей.
Несмотря на то, что законодательство о банкротстве в известной мере относится к частному (гражданскому) праву, предметом его регулирования являются и определенные отношения публично-правового характера, а именно отношения должника с налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей в процессе банкротства.
Из всех кредиторов временный управляющий должен выделить в соответствии с Законом о банкротстве конкурсных кредиторов, к которым также приравниваются налоговые и иные уполномоченные органы, участвующие в первом собрании кредиторов с правом голоса.
Временный управляющий дифференцирует требования на установленные и неустановленные. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются на заседании арбитражного суда. Согласно ст. 71 Закона № 127-ФЗ по результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.
Временный управляющий перед первым собранием кредиторов составляет списки тех кредиторов, чьи требования на момент проведения первого собрания признаны установленными (это касается и требований налоговых органов).
Налоговые органы имеют право подавать свои требования в период и внешнего управления, и конкурсного производства. Процедура наблюдения завершается принятием арбитражным судом решения (определения) о введении внешнего управления, или открытии конкурсного производства, или утверждении мирового соглашения, или отказе в признании должника банкротом.
В течение достаточно продолжительного периода — срока проведения внешнего управления — должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся денежные средства на удовлетворение требований кредиторов. В соответствии со ст. 95 Закона № 127-ФЗ мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи должника, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления.
В период действия моратория не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым в обычных условиях проводится в бесспорном (безакцептном) порядке (перечень таких документов определен ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»), а также по инкассовым поручениям (распоряжениям) налоговых и иных административных органов. Кроме того, в течение действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.
Фактически запрет на взыскание с должника денежных средств в безакцептном порядке действует с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом, т. е. с введения процедуры наблюдения. Именно с этого момента имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом № 127-ФЗ.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет определенные правовые последствия. С этого момента срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отстроченных обязательных платежей считается наступившим. Как отмечалось, по всем видам задолженности, включая недоимки по налогам и иным обязательным платежам, прекращается начисление неустоек (пеней).
Нужно учитывать, что в соответствии со ст. 137 Закона о банкротстве вне очереди уплачиваются налоги и производятся иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по осуществлению которых возникла до открытия конкурсного производства.
Учет операций ликвидации предприятия. Профессор Жак Ришар отмечает: «Ликвидация — это даже не нулевой баланс или негативный результат деятельности. Это тот момент, когда предприятие не в состоянии больше функционировать... в случае ликвидации речь идет о демонтаже... элементы актива не имеют внутренней связи, они продаются один за другим».
Процедура ликвидации предприятия всегда начинается с проведения полной инвентаризации. Инвентаризация проводится в обязательном порядке (п.27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н). Инвентаризация при ликвидации предприятия ничем не отличается от обычной инвентаризации.
Остановимся на некоторых проблемах учета и формирования финансовой отчетности ликвидируемого предприятия, по которым отсутствует нормативная база. Состав финансовой отчетности при банкротстве (конкурсном производстве) принципиально не отличается от отчетности нормально работающего предприятия. Основными отчетными формами являются баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Составление ликвидационного баланса представляет собой конечную цель процесса ликвидации предприятия. Современное законодательство, регулирующее процесс ликвидации предприятия, не содержит четкого определения ликвидационного баланса и не раскрывает порядок его формирования.
Целью ликвидационного баланса является определение ликвидационной стоимости предприятия. Оценка стоимости предприятия составляет одну из важнейших задач внешних управляющих предприятий-банкротов.
Таким образом, цель ликвидационного баланса — показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Входящие остатки ликвидационного баланса должны соответствовать данным промежуточного баланса, чтобы обеспечить наглядную картину результативности конкурсного производства. Еще раз подчеркнем, что актив ликвидационного баланса не содержит каких-либо показателей, поскольку все имущество должно быть реализовано либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. По статьям пассива баланса отражаются непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.
Цена, по которой предприятие или доли в нем будут предлагаться к продаже, не должна быть занижена, так как этим может быть нанесен прямой имущественный ущерб кредиторам банкрота. Он заключается в том, что выручка от продажи покроет меньшую часть долгов несостоятельного предприятия и его кредиторам будет недовыплачена компенсация по этим долгам.
Указанная цена не должна быть и завышена, потому что и в этом случае кредиторам будет нанесен ущерб, который состоит в задержке получения ими компенсации по долгам из-за того, что при завышенной цене предложения на продаваемое предприятие не удастся найти инвесторов, и все равно эту цену придется впоследствии снижать.
Однако оценка выставляемого на продажу предприятия может быть многовариантной, так как до этой продажи внешними управляющими может быть проведен больший или меньший комплекс мероприятий по предварительной санации данного предприятия, что повлияет на итоговую (после завершения санации) оценку предприятия и запрашиваемую за него цену.
Ликвидационный баланс призван дать исчерпывающую характеристику имущества предприятия, а также источников его формирования (собственный капитал предприятия и обязательства) на момент его ликвидации. Таким образом, в ликвидационном балансе, содержащем объективную информацию о состоянии имущества и задолженности, находят отражение интересы кредиторов.
Ликвидационный баланс имеет ряд особенностей по сравнению с операционным бухгалтерским балансом. Впервые эти особенности были проанализированы В.Д. Новодворским. Ученый выделил следующие четыре особенности ликвидационного баланса:
1. Ликвидационный баланс является инвентарным балансом.
2. Баланс не должен содержать остатков по регулирующим счетам (счета 02, 05, 14, 16, 59, 63, 42) и бюджетно-распределительным счетам (96, 97, 98) ввиду ограниченности периода существования организации.
3. Использование футуристической концепции оценки чистых активов, т. е. способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных в ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т. д.), которая позволит пользователям отчетности — участникам, инвесторам, кредиторам — с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ним лица.
4. Применение иной группировки статей актива и пассива, соответствующей фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом порядку удовлетворения требований к предприятию.
В работах ведущих отечественных ученых-аналитиков не раз подчеркивалось, что бухгалтерский баланс не дает исчерпывающей характеристики имущества предприятия, поскольку активы и пассивы в бухгалтерском балансе представлены в учетных ценах, зачастую далеких от реальных рыночных цен.
Некоторые ученые, например профессор Ш. Пратт, считают, что ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую можно получить при ликвидации предприятия и распродаже его активов.
Такие авторы, как, например, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда понимают ликвидационную стоимость как стоимость активов предприятия при принудительной их продаже по резко сниженным ценам.
Ликвидация предприятия — это длительный процесс, состоящий из двух основных этапов:
1) формирования конкурсной массы (имущественного комплекса) предприятия-должника и определения всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов;
2) погашения предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия-банкрота.
Для определения упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия осуществляют:
— разработку календарного графика ликвидации активов предприятия;
— расчет текущей стоимости активов с учетом затрат на их ликвидацию;
— определение величины обязательств предприятия;
— вычитание из текущей скорректированной стоимости активов величины обязательств предприятия.
Результат каждого этапа ликвидации предприятия должен найти отражение в промежуточном и окончательном ликвидационных балансах, что предусмотрено Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами и должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований, а также о результатах их рассмотрения. Это определение не содержит четких нормативных требований к формированию актива и пассива баланса, т. е. к отражению реального имущественного комплекса и обязательств предприятия-должника, с позиций как полноты представления (инвентаризации, выявления сокрытых активов и т. д.), так и адекватной оценки. Заметим, что и Закон № 127-ФЗ не предусматривает процедуру составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия.
Окончательный ликвидационный баланс должен быть составлен после завершения расчетов с кредиторами. Следовательно, для ликвидируемых юридических лиц введены две специальные отчетные даты, которые отличаются от установленных в ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете». При этом отчетные периоды действующими нормативными правовыми актами оставлены без изменения.
Такое положение приводит к утрате определенности при составлении бухгалтерской отчетности в период ликвидации, и на практике лица, ведущие бухгалтерский учет, сталкиваются со следующими вопросами:
1. Являются ли ликвидационные балансы формой бухгалтерской отчетности или они формируются наряду с периодическими (годовыми и промежуточными) бухгалтерскими балансами?
2. Следует ли составлять периодическую бухгалтерскую отчетность в процессе ликвидации или организация может ограничиться только отчетами на установленные ГК РФ для составления ликвидационных балансов даты?
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями п. 1 ст. 48 ГК РФ юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Тем самым установлена единственность баланса юридического лица как формы бухгалтерской отчетности. Кроме того, Законом «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст. 8) предусмотрено, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица :ю реорганизации или ликвидации, и бухгалтерская отчетность, которая составляется на основе показателей синтетического и аналитического учета, является единой системой данных о финансовом положении организации. Следовательно, от создания до прекращения существования организации в ней не могут существовать параллельные бухгалтерские отчеты, носящие официальный характер.
Хозяйственные операции, связанные с ликвидацией, должны в полном объеме отражаться в бухгалтерском отчете, данные которого являются основой формирования ликвидационных балансов и других отчетных форм. Ликвидируемая организация обязана соблюдать общий порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности, установленные Законом «О бухгалтерском учете». Поэтому если процесс ликвидации продолжается более одного отчетного периода, то по окончании каждого из них необходимо составлять бухгалтерскую отчетность, причем входящие в нее бухгалтерские балансы, по сути, будут промежуточными ликвидационными балансами.
Учитывая, что основная цель создания промежуточного ликвидационного баланса — отражение справедливой стоимости имущества предприятия-должника, за счет которого будут покрываться требования кредиторов, можно сделать вывод, что промежуточный ликвидационный баланс предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия, и отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственный капитал предприятия (пассив).
Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства. Однако по форме промежуточный баланс, как и любой инвентарный баланс, является сальдовым.
Его можно построить и при отсутствии взаимосвязи с последним периодическим бухгалтерским балансом, для этого определяется общий размер требований кредиторов, наличие, состояние и рыночная стоимость имущества. Разность между этими величинами даст сумму убытка (величину дефицита средств организации-банкрота). Но, действуя подобным образом, нарушается выполнение требований полноты отражения фактов хозяйственной жизни и последовательности представления информации в отчетных формах, что не может быть оправданным даже в случае банкротства. Отсутствие «преемственности» балансов часто приводит к «утере» части информации (например, в результате некачественно проведенной инвентаризации). В ряде случаев органы, регулирующие бухгалтерский учет, прямо указывают на необходимость составления ликвидационных балансов в форме оборотной ведомости.
В соответствии со ст. 131 Закона № 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии со ст. 132 Закона № 127-ФЗ в конкурсную массу предприятия не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие-должник. Такие объекты производственной и коммунальной инфраструктуры региона должны быть переданы на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.
Имущество, не включаемое в конкурсную массу, используется в порядке и на условиях, установленных Законом № 127-ФЗ (табл. 10).
Особое внимание следует обратить на возможность предъявления конкурсным управляющим требований к третьим лицам, которые в соответствии с действующим законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. К таким лицам, в частности, относятся учредители организации-должника и материнское общество по долгам дочернего.
В случае предъявления к третьим лицам требований субсидиарной ответственности каждую заявленную сумму следует учитывать на специально открываемом для этих целей забалансовом счете «Требования к лицам, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам банкрота».
Поступление от обязанных лиц средств на основной счет должника в банке отражается записью:
Дебет счета 51 «Расчетный счет» — Кредит счета 86 «Целевое финансирование».
Одновременно поступившая сумма списывается с указанного забалансового счета.
Таблица 10 Направления использования имущественной массы
Имущественная масса | Направления использования |
1. Конкурсная масса | Подлежит продаже. Вырученные средства направляются на погашение текущих обязательств и требований кредиторов по реестру |
2. Имущество, исключаемое из конкурсной массы: | |
2а. Изъятое из оборота имущество | Передается собственнику имущества |
26. Имущество, не принадлежащее должнику (находящееся в аренде, безвозмездном пользовании и т. п.) | Передается собственнику имущества |
2в. Социально значимые объекты (имущественные комплексы образовательных учреждений, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры и др.) | Подлежат продаже на конкурсе. Вырученные средства поступают в конкурсную массу |
2г. Жилищный фонд социального использования, а также непроданные социально значимые объекты | Подлежат передаче в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся, в лице органа местного самоуправления |
2д. Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности | Прекращаются |
2е. Имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами | Передается учредителям (участникам) организации, а при отсутствии их заявлений — органу местного самоуправления |
Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса и его последующий анализ, направленный на выявление имущества, способного дать реальные денежные средства для покрытия долгов предприятия-должника, проходят в несколько этапов.
На первом этапе определение актива промежуточного ликвидационного баланса осуществляется путем очистки имущественного потенциала предприятия от статей баланса, отражающих имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, имущество, потерявшее стоимостную оценку вследствие открытия конкурсного производства, и т. д.
Нематериальные активы рассматриваются как не имеющие стоимости, их нужно исключить из стоимости активов, в том числе организационные расходы, т. е. расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников (учредителей) в уставный, складочный капитал, а также деловая репутация организации, которые в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации относятся к нематериальным активам, должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия из-за потери их стоимостного значения в связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства и потери деловой репутации.
Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия.
Детального рассмотрения при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника требует дебиторская задолженность. Необходимо выявить в ее составе неистребованную (безнадежную) дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса.
Основой для формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса служит все имущество (активы) должника, представленное в бухгалтерском балансе. Однако зачастую бухгалтерские документы отражают не все имущество должника из-за преднамеренных и непреднамеренных нарушений в учете. Поэтому следующим шагом при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника является проведение инвентаризации имущества, предусмотренное п. 2 ст. 99 Закона № 127-ФЗ, в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Минфином России от 13 июня 1995 г. №49.
В ходе конкурсного производс