Кафедра Социальных и гуманитарных наук
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
54.04.01 ДИЗАЙН
Профиль подготовки
Графический дизайн
Тип образовательной программы
Академическая магистратура
Квалификация выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Екатеринбург 2018
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистр должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя высшего учебного заведения.
Содержание подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре должно соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. Современный педагогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами. Возникает необходимость внедрять инновации в процесс обучения и преподавания (конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, формулировка и творческое решение педагогических задач, методическая рефлексия).
|
|
Взаимосвязь проектной культуры и подготовки кадров в системе дизайн-образования, выявляет, что проектная культура – это «качество» всей системы образования и проектирования, а не специальный профиль только дизайнерских высших школ. Но такой проектной культуре должна соответствовать и новая образовательная парадигма, предполагающая переход от образования, понимаемого как познание мира, к образованию как процессу его создания, проектирования и конструирования. Проективное образование, таким образом, – это воспитание и развитие самоопределяющейся личности, обладающей проективным отношением к миру. Следовательно, дизайн -образование рассматривается как тип образованности, как системная форма организации культуротворческой среды, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал – образовании, науке, бизнесе, производстве, бытовой сфере. В связи с этим, большое значение приобретает подготовка профессионально-педагогических кадров, способных реализовать принципы и методы дизайн-образования в практической педагогической деятельности. Будущим педагогам профессионального обучения в области дизайна предстоит быть проводниками проектной культуры и решать все более сложные профессионально-педагогические задачи.
|
|
Практика входит в вариативную часть образовательной программы - блок Б2 «Практики», в том числе НИР.
Практика базируется на освоении студентами дисциплин базовой части образовательной программы: «Философия науки, дизайна, искусства», «Современные проблемы дизайна и искусства», вариативной части образовательной программы: «Творческие концепции современного графического дизайна», «Педагогика творческого образования».
Полученные знания и навыки применяются при освоении дисциплин: «Методы научно-проектных исследований», «Деловые коммуникации».
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы,
108 часов.
Практика проводится в течение 2 недель.
Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:
– учебная аудиторная работа (проведение лекций, семинарских и практических занятий со студентами по дисциплинам кафедры);
– учебная внеаудиторная работа (проведение индивидуальных консультаций, проверка домашних заданий, рефератов, контрольных заданий студентов);
– учебно-теоретическая работа (ознакомление с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными и рабочими учебными планами, изучение методических материалов по осуществлению контроля качества знаний студентов);
– самостоятельная учебно-методическая работа под контролем руководителя практики (подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям, включающая составление письменных планов-конспектов; при возможности предоставления магистранту такой формы практики – составление тестовых заданий для контроля знаний студентов, контрольных заданий, заданий для самостоятельной работы студентов, подготовка презентаций и т.д.).
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТА
Содержание производственной педагогической практики
Основное назначение педагогической практики как важнейшего компонента формирования проектной культуры будущего преподавателя – разработка этапов образовательного процесса, их реализация и анализ. При этом осуществляется перенос теоретических знаний в реальную педагогическую деятельность.
Цель педагогической практики – подготовка магистрантов к выполнению функций преподавателя при проведении теоретических и практических занятий, семинаров создание условий для достижения профессиональной компетентности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра по направлению подготовки 54.04.01 ДИЗАЙН.
Задачи педагогической практики:
– углубление и закрепление теоретических психолого-педагогических знаний и их применение в решении конкретных педагогических задач;
– формирование и развитие педагогических компетенций, а также профессионально значимых качеств личности преподавателя;
– формирование устойчивого положительного отношения к профессионально-педагогической деятельности, потребности в педагогическом самообразовании;
– выработка исследовательского подхода к осуществлению педагогической деятельности, определяющего зрелость профессиональной позиции в инновационной образовательной деятельности.
Основные принципы проведения педагогической практики:
– Соответствие содержания практики учебному плану подготовки магистров;
– развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении программы практики;
– соответствие цели, задач и содержания практики уровню подготовки магистрантов первого года обучения;
– участие магистрантов во всех видах профессиональной учебной деятельности преподавателей, осуществляющих руководство научно-педагогической практикой (разработка плана, содержание практических и семинарских занятий и их проведение, подбор специальной учебной и научной литературы, подготовка методических материалов для проведения занятий и т. п.).
|
|
В ходе педагогической практики студенты изучают:
– основные документы, определяющие работу данного учебного заведения, образовательный стандарт нового поколения, Устав университета, учебные планы, рабочие программы;
– структуру управления учебным заведением, права и обязанности преподавателей;
– учебно-материальную базу учебного заведения;
– систему планирования и учета учебно-воспитательной работы;
В условиях реального учебного процесса студенты-магистранты осуществляют профессионально-педагогические действия, отражающие содержание труда преподавателя, и тем самым осваивают следующие умения.
Дидактические:
– определять на основе анализа учебно-программной документации исходные данные для проектирования учебно-воспитательного процесса;
– разрабатывать цели обучения и формулировать их в терминах учебной деятельности по уровням усвоения;
выделять дидактические единицы и информационно-смысловые элементы дидактического материала, определять их иерархию и последовательность изучения;
– устанавливать оптимальный объем учебного материала для занятий, находить межпредметные связи;
– определять оптимальные виды учебной деятельности и соответствующие им системы учебных действий, направленных на усвоение конкретных дидактических единиц;
– подбирать группы технологических действий, определять структуру занятия и дидактический инструментарий;
– оформлять нормативные дидактические проекты;
– планировать комплексное использование дидактических, включая технические, средств обучения на занятиях и методически правильно применять их в учебно-воспитательном процессе.
Воспитательные:
– проектировать цели, содержание и методику воспитательной работы в учебном заведении профессионального образования;
|
|
– проводить психолого-педагогическую диагностику отдельного студента и групп в целом.
Научно-исследовательские:
– составлять программы научно-педагогического исследования;
– проводить научно-педагогическое исследование по избранной индивидуальной теме (открытое наблюдение целостного педагогического процесса и фиксация результатов по установленной программе: обобщение педагогического опыта, проведение опроса и т.п.)
– применять исследовательские методы (наблюдение, беседа, контент-анализ, метод изучения продуктов деятельности, анкетирование, интервьюирование и т.д.),
– оформлять и обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их.