Содержание производственной педагогической практики

Кафедра Социальных и гуманитарных наук

 

 

  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ

 

Учебно-методическое пособие

 

Направление подготовки

54.04.01 ДИЗАЙН

 

Профиль подготовки

Графический дизайн

 

Тип образовательной программы

Академическая магистратура

 

Квалификация выпускника

Магистр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2018

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ма­гистр должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя высшего учебного заведе­ния.

Содержание подготовки научно-педагогических ка­дров в магистратуре должно соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. Современный педа­гогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Пробле­мы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются ре­шению привычными способами. Возникает необходимость внедрять инновации в процесс обучения и преподавания (конструирование и проектирование учебно-воспитатель­ного процесса, формулировка и творческое решение педаго­гических задач, методическая рефлексия).

Взаимосвязь проектной культуры и подготовки кадров в системе дизайн-образования, выявляет, что проектная культура – это «качество» всей системы образования и проектирования, а не специальный профиль только дизайнерских высших школ. Но такой проектной культуре должна соответствовать и новая образовательная парадигма, предполагающая переход от образования, понимаемого как познание мира, к образованию как процессу его создания, проектирования и конструирования. Проективное образование, таким образом, – это воспитание и развитие самоопределяющейся личности, обладающей проективным отношением к миру. Следовательно, дизайн -образование рассматривается как тип образованности, как системная форма организации культуротворческой среды, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал – образовании, науке, бизнесе, производстве, бытовой сфере. В связи с этим, большое значение приобретает подготовка профессионально-педагогических кадров, способных реализовать принципы и методы дизайн-образования в практической педагогической деятельности. Будущим педагогам профессионального обучения в области дизайна предстоит быть проводниками проектной культуры и решать все более сложные профессионально-педагогические задачи.

Практика входит в вариативную часть образовательной программы - блок Б2 «Практики», в том числе НИР.

Практика базируется на освоении студентами дисциплин базовой части образовательной программы: «Философия науки, дизайна, искусства», «Современные проблемы дизайна и искусства», вариативной части образовательной программы: «Творческие концепции современного графического дизайна», «Педагогика творческого образования».

Полученные знания и навыки применяются при освоении дисциплин: «Методы научно-проектных исследований», «Деловые коммуникации».

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы,

108 часов.

Практика проводится в течение 2 недель.

Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:

– учебная аудиторная работа (проведение лекций, семинарских и практических занятий со студентами по дисциплинам кафедры);

– учебная внеаудиторная работа (проведение индивидуальных консультаций, проверка домашних заданий, рефератов, контрольных заданий студентов);

– учебно-теоретическая работа (ознакомление с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными и рабочими учебными планами, изучение методических материалов по осуществлению контроля качества знаний студентов);

– самостоятельная учебно-методическая работа под контролем руководителя практики (подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям, включающая составление письменных планов-конспектов; при возможности предоставления магистранту такой формы практики – составление тестовых заданий для контроля знаний студентов, контрольных заданий, заданий для самостоятельной работы студентов, подготовка презентаций и т.д.).

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТА

Содержание производственной педагогической практики

Основное назначение педагогической практи­ки как важнейшего компонента формирования проектной культуры будущего преподавателя – разработка этапов образовательного процесса, их реализация и анализ. При этом осуществляется перенос теоретических знаний в реальную педагогическую деятельность.

Цель педагогической практики – подготовка магистрантов к выполнению функций преподавателя при проведении теоретических и практических занятий, семинаров создание условий для достижения профессиональной ком­петентности в соответствии с требованиями государствен­ного образовательного стандарта к уровню подготовки ма­гистра по направлению подготовки 54.04.01 ДИЗАЙН.

Задачи педагогической практики:

– углубление и закрепление теоретических психоло­го-педагогических знаний и их применение в решении кон­кретных педагогических задач;

– формирование и развитие педагогических компетен­ций, а также профессионально значимых качеств личности преподавателя;

– формирование устойчивого положительного отно­шения к профессионально-педагогической деятельности, потребности в педагогическом самообразовании;

– выработка исследовательского подхода к осущест­влению педагогической деятельности, определяющего зре­лость профессиональной позиции в инновационной образо­вательной деятельности.

 

Основные принципы проведения педагогической практики:

– Соответствие содержания практики учебному плану подготовки магистров;

– развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении програм­мы практики;

– соответствие цели, задач и содержания практики уровню подготовки магистрантов первого года обучения;

– участие магистрантов во всех видах профессиональ­ной учебной деятельности преподавателей, осуществляю­щих руководство научно-педагогической практикой (раз­работка плана, содержание практических и семинарских занятий и их проведение, подбор специальной учебной и научной литературы, подготовка методических материа­лов для проведения занятий и т. п.).

 

В ходе педагогической практики студенты из­учают:

 

– основные документы, определяющие работу данного учебного заведения, образовательный стандарт нового по­коления, Устав университета, учебные планы, рабочие про­граммы;

– структуру управления учебным заведением, права и обязанности преподавателей;

– учебно-материальную базу учебного заведения;

– систему планирования и учета учебно-воспитатель­ной работы;

 

В условиях реального учебного процесса студенты-ма­гистранты осуществляют профессионально-педагогические действия, отражающие содержание труда преподавателя, и тем самым осваивают следующие умения.

Дидактические:

– определять на основе анализа учебно-программной документации исходные данные для проектирования учеб­но-воспитательного процесса;

– разрабатывать цели обучения и формулировать их в терминах учебной деятельности по уровням усвоения;

выделять дидактические единицы и информацион­но-смысловые элементы дидактического материала, опре­делять их иерархию и последовательность изучения;

– устанавливать оптимальный объем учебного матери­ала для занятий, находить межпредметные связи;

– определять оптимальные виды учебной деятельности и соответствующие им системы учебных действий, направ­ленных на усвоение конкретных дидактических единиц;

– подбирать группы технологических действий, опре­делять структуру занятия и дидактический инструментарий;

– оформлять нормативные дидактические проекты;

– планировать комплексное использование дидактиче­ских, включая технические, средств обучения на занятиях и методически правильно применять их в учебно-воспита­тельном процессе.

Воспитательные:

– проектировать цели, содержание и методику воспи­тательной работы в учебном заведении профессионального образования;

– проводить психолого-педагогическую диагностику отдельного студента и групп в целом.

Научно-исследовательские:

– составлять программы научно-педагогического исследования;

– проводить научно-педагогическое исследование по избранной индивидуальной теме (открытое наблюдение целостного педагогического процесса и фиксация результатов по установленной программе: обобщение педагогического опыта, проведение опроса и т.п.)

– применять исследовательские методы (наблюдение, беседа, контент-анализ, метод изучения продуктов деятельности, анкетирование, интервьюирование и т.д.),

– оформлять и обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: