Практическая работа № 8

Тема: Качество программного продукта – как основа обеспечения конкурентоспособности. Жизненный цикл программного средства

 

Цель работы: ознакомление со стандартами в области обеспечения качества программного продукта и моделью создания жизненного цикла программных средств как основой обеспечения конкурентоспособности

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Увеличившаяся в настоящее время конкуренция между организациями, производителями продукции, в том числе и программного обеспечения, приводит к установлению более жестких требований к качеству это продукции. Для того чтобы быть конкурентоспособными, организации должны применять эффективные системы, ведущие к повышению качества продукции и более совершенному удовлетворению требований своих заказчиков. Правильно сформулированные и полные требования заказчика, включенные в технические условия, еще не гарантирует того, что эти требования будут полностью удовлетворены, так как в системе поставок и обеспечения организации имеются недостатки. Это соображение обусловило разработку стандартов, относящихся к системам качества и дополняющих требования заказчика к продукции.

Межународные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для создания общей основы стандартов на системы качества. Под системой качества понимается, согласно ИСО 8402, совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством продукции, производимой организацией.

В основе деятельности по созданию и использованию программных средств лежит понятие жизненного цикла. Жизненный цикл является моделью создания и использования программного обеспечения, отражающей его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в программном средстве и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.

Основными целями применения стандартов и нормативных документов в жизненном цикле ПС являются:

- снижение трудоемкости, длительности, стоимости и улучшение других технико-экономических показателей проектов ПС;

- повышение качества разрабатываемых и/или применяемых компонентов и ПС в целом при их приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении;

- обеспечение возможности расширять ПС по набору прикладных функций и масштабировать в зависимости от размерности решаемых задач;

- обеспечение переносимости прикладных программ и данных между разными аппаратно-программными платформами.

Применение стандартов позволяет ориентироваться на построение систем из крупных функциональных узлов, отвечающих требованиям стандартов, применять отработанные и проверенные проектные решения. Они определяют унифицированные интерфейсы и протоколы взаимодействия компонентов таким образом, что разработчику системы, как правило, не требуется вдаваться в детали внутреннего устройства этих компонентов.

В нашей стране жизненный цикл разработки ПС установлен стандартом ГОСТ 19. «Стадии разработки программ и программной документации» и содержит следующие этапы работ:

- техническое задание (ТЗ);

- эскизный проект (ЭЗ);

- технический проект (ТП);

- рабочий проект (РП);

- внедрение.

В таблице 3 приведены стадии разработки и этапы, их составляющие.

 

Таблица 3. Стадии и этапы разработки ПС

 

Стадии разработки Этапы работ
Техническое задание Обоснование необходимости разработки программы
Научно-исследовательские работы  
Разработка и утверждение технического задания  
Эскизный проект Разработка эскизного проекта
Утверждение эскизного проекта  
Технический проект Разработка технического проекта
Утверждение технического проекта  
Рабочий проект Разработка программы
Разработка программной документации  
Испытания программы  
Внедрение Подготовка и передача программы

 

 

Стандарт ISO 12207 (ГОСТ Р ИСО/МЭК «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» наиболее полно на уровне международных стандартов отражает жизненный цикл, технологию разработки и обеспечения качества сложных программных средств. Жизненный цикл ПС представлен набором этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведение разработки на всех стадиях от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПС. В жизненный цикл включаются описания исходной информации, способов выполнения операций и работ, устанавливаются требования к результатам и правилам их контроля, а также к содержанию технологических и эксплуатационных документов. Определяется организационная структура коллективов, распределение и планирование работ, а также контроль за реализацией жизненного цикла ПС.

Стандарт может использоваться как непосредственный директивный, руководящий или рекомендательный документ, а также как организационная база при создании средств автоматизации соответствующих технологических этапов или процессов. Для реализации положений стандарта должны быть выбраны инструментальные средства, совместно образующие взаимосвязанный комплекс технологической поддержки и автоматизации ЖЦ и не противоречащие предварительно скомпонованному набору нормативных документов. Имеющиеся в стандарте пробелы следует заполнять спецификациями или нормативными документами, регламентирующими применение выбранных или созданных инструментальных средств автоматизации разработки и документирования ПС.

 

ЗАДАНИЕ:

 

Вопросы:

1. Опишите особенности каскадной модели жизненного цикла ПС.

2. Опишите особенности спиральной модели жизненного цикла ПС.

3. Какая модель жизненного цикла ПС характерна для периода гг.?

4. В чем состоит отличие спиральной модели ЖЦ ПС от каскадной?

5. Перечислите этапы работ согласно ГОСТ 19. «Стадии разработки программ и программной документации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: