Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Дагестанский институт развития образования»
Кафедра общей и специальной педагогики и психологии образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ФАКТОВ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Махачкала 2020 г.
Авторы – составители:
А.С. Дамадаева – доктор психологических наук, зав кафедрой общей и специальной психологии ГБОУ ДПО «ДИРО», профессор кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ
Г.М. Джамалудинов – доктор социологических наук, ректор ГБОУ ДПО «ДИРО»
М.Г. Гитинова – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедрыобщей и специальной психологии ГБОУ ДПО «ДИРО».
|
|
Рецензенты: З. С. Акбиева – доктор психологических наук., зав. кафедрой психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ
Методические рекомендации предназначены для повышения компетентности руководителей ОО, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных учреждений среднего и профессионально-технического образования по вопросам профилактики агрессивного и суицидального поведения среди учащихся
Печатается по решению учебно-методического совета кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ (Протокол № 5 от 13.12. 2020 года).
© А.С. Дамадаева, М.Г. Дамалудинов, М.Г. Гитинова. 2020г.
Оглавление:
Введение. 4
Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии. 4
Глава 2. Аутодеструктивное поведение подростков. Превенция, интервенция и поственция суицидального поведения. 13
Глава 3. Психодиагностика суицидального поведения. 23
Глава 4. Рекомендации педагогам учреждений дошкольного, общего и профессионально-технического образования по выявлению случаев насилия над детьми. 25
Глава 5. Практические рекомендации по организации коррекционной и профилактической работы.. 27
Источник: 38
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40
Приложение 3. 40
Приложение 4. 44
Приложение 5. 51
Приложение 6. 56
Приложение 7. 71
Введение
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики, становятся жертвами тоталитарных сект.
|
|
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.
В подростковом возрасте часто наблюдаются суицидальные наклонности, так называемое аутодеструктивные девиации. В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, стало массовым явлением. Психологи спорят о природе, и, соответственно, о причинах аутодеструктивного поведения, существует классическое определение: аутодеструктивное поведение является формой девиантного (отклоняющегося) поведения; это действия, направленные на нанесение прямого или косвенного вреда собственному соматическому или психическому здоровью. Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей, алкоголизации, наркотизации и других видов самоповреждающего поведения достигли масштабов социальной катастрофы. Отрицательное влияние аутодеструктивного поведения на качество жизни людей, а также интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества делает проблему исследования путей его профилактики чрезвычайно актуальной.
Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые способны перейти в патологическое состояние.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации, а в целом борьба за психическое здоровье детей и подростков становится требованием времени и определенных знаний, связанных с выявлением различных форм насилия, девиаций и связанных с ними последствий.
Данные методические рекомендации предназначены для ознакомления педагогических работников с формами насилия, диагностикой агрессивного и суицидального поведения и профилактической работой по коррекции этих девиаций.
Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
-физическое;
-сексуальное (развращение);
-психическое (эмоциональное);
-моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.
|
|
Перечислим общие и конкретные признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид:
· множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
· задержка физического развития (отставание в весе и росте);
· признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные виды травм:
- на теле – синяки, ссадины, раны от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;
- на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется потерей сознания, рвотой, головными болями.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
Возраст до 3 лет:
· малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
· боязнь физического контакта с взрослыми;
· реакция испуга на плач других детей;
· редкая улыбка и проявления радости;
· плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
Возраст от 3 до 6 лет:
· отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
· заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
· лживость, воровство;
· копирование поведения взрослых;
· агрессивность, жестокое отношение к животным;
· болезненное отношение к замечаниям, критике.
Младший школьный возраст:
· боязнь идти домой после школы;
· одиночество, отсутствие друзей;
|
|
· стремление скрыть причину повреждений и травм.
Подростковый возраст:
· побеги из дома;
· криминальное или анти общественное поведение;
· употребление алкоголя, наркотиков;
· суицидальные попытки.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявление жестокости по отношению к ребенку:
· позднее обращение за медицинской помощью или то, что инициатива обращения исходит от постороннего лица;
· обвинение в травмах самого ребенка;
· отсутствие обеспокоенности за судьбу воспитанника, невнимание к нему;
· противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
· отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
· обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
· рассказы о том, как их наказывали в детстве;
· признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность др.).
Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия либо без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу его функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия с взрослыми с целью получения этими взрослыми удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий:
- вуайеризм - подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания, пребывания в туалете, а также принуждение его к раздеванию;
- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц перед ребенком;
- мастурбация со стороны ребенка или взрослого, обоюдная;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- домогательства со стороны взрослого, не соответствующие возрасту ребенка, демонстрация эротических материалов с целью его стимуляции;
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершаются с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 – 4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок, во - первых, не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, в - вторых, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста:
· ночные страхи, кошмары;
· несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
· открытая мастурбация;
· несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;
· беспричинные нервно – психические расстройства.
Дети младшего школьного возраста:
· низкая успеваемость;
· замкнутость, стремление к уединению;
· ухудшение отношений со сверстниками;
· несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
· стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
· депрессивное состояние;
· жалобы на боли в животе;
· побеги из дома или учреждений образования и воспитания;
· низкая самооценка;
· угрозы или попытки самоубийства;
· сексуализированное поведение;
· употребление алкоголя и наркотиков;
· беспорядочные половые связи, проституция.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.
К этой форме насилия относятся:
· открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
· оскорбление и унижение его достоинства;
· угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
· преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
· предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
· ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
· однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
· особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
· задержка умственного и физического развития;
· энурез;
· печальный вид.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
· нарушение сна, отсутствие аппетита;
· длительно сохраняющееся подавленное состояние;
· беспокойство, тревожность, агрессивность;
· склонность к уединению;
· неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
· плохая успеваемость;
· низкая самооценка;
· чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
· угрозы или попытка самоубийства.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
· негативная характеристика ребенка;
· постоянное сверхкритичное отношение к нему;
· оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
· нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;
· отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;
· перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
· открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Под неудовлетворением основных потребностей ребенка следует понимать следующее:
· отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
· отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
· нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непреднамеренным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и запросам:
· санитарно – гигиеническая запущенность, педикулез;
· задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
· низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в приюте);
· задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
· постоянный голод и жажда, кража пищи;
· стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
· требование ласки и внимания;
· пассивность, подавленное состояние, апатия;
· антиобщественное поведение;
· агрессивность и импульсивность;
· неумение общаться с людьми;
· трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
· низкая самооценка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному вопросу профессионально, учитывая мнение всех специалистов, чтобы оказать действенную помощь. Знание психолого–педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.