Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования

«Дагестанский институт развития образования»

Кафедра общей и специальной педагогики и психологии образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ФАКТОВ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Махачкала 2020 г.

Авторы – составители:

 А.С. Дамадаева – доктор психологических наук, зав кафедрой общей и специальной психологии ГБОУ ДПО «ДИРО», профессор кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ

Г.М. Джамалудинов – доктор социологических наук, ректор ГБОУ ДПО «ДИРО»

М.Г. Гитинова – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедрыобщей и специальной психологии ГБОУ ДПО «ДИРО».

 

 

Рецензенты: З. С. Акбиева – доктор психологических наук., зав. кафедрой психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ 

 

Методические рекомендации предназначены для повышения компетентности руководителей ОО, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных учреждений среднего и профессионально-технического образования по вопросам профилактики агрессивного и суицидального поведения среди учащихся

 

Печатается по решению учебно-методического совета кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ (Протокол № 5 от 13.12. 2020 года). 

                                 © А.С. Дамадаева, М.Г. Дамалудинов, М.Г. Гитинова. 2020г.

Оглавление:

Введение. 4

Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии. 4

Глава 2. Аутодеструктивное поведение подростков. Превенция, интервенция и поственция суицидального поведения. 13

Глава 3. Психодиагностика суицидального поведения. 23

Глава 4. Рекомендации педагогам учреждений дошкольного, общего и профессионально-технического образования по выявлению случаев насилия над детьми. 25

Глава 5. Практические рекомендации по организации коррекционной и профилактической работы.. 27

Источник: 38

Приложение 1. 39

Приложение 2. 40

Приложение 3. 40

Приложение 4. 44

Приложение 5. 51

Приложение 6. 56

Приложение 7. 71

 

Введение

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики, становятся жертвами тоталитарных сект.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

В подростковом возрасте часто наблюдаются суицидальные наклонности, так называемое аутодеструктивные девиации. В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, стало массовым явлением. Психологи спорят о природе, и, соответственно, о причинах аутодеструктивного поведения, существует классическое определение: аутодеструктивное поведение является формой девиантного (отклоняющегося) поведения; это действия, направленные на нанесение прямого или косвенного вреда собственному соматическому или психическому здоровью. Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей, алкоголизации, наркотизации и других видов самоповреждающего поведения достигли масштабов социальной катастрофы. Отрицательное влияние аутодеструктивного поведения на качество жизни людей, а также интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества делает проблему исследования путей его профилактики чрезвычайно актуальной.

Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые способны перейти в патологическое состояние.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации, а в целом борьба за психическое здоровье детей и подростков становится требованием времени и определенных знаний, связанных с выявлением различных форм насилия, девиаций и связанных с ними последствий.

Данные методические рекомендации предназначены для ознакомления педагогических работников с формами насилия, диагностикой агрессивного и суицидального поведения и профилактической работой по коррекции этих девиаций.

Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

-физическое;

-сексуальное (развращение);

-психическое (эмоциональное);

-моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.

Перечислим общие и конкретные признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

· множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

· задержка физического развития (отставание в весе и росте);

· признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные виды травм:

- на теле – синяки, ссадины, раны от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;

- на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

- особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется потерей сознания, рвотой, головными болями.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

Возраст до 3 лет:

· малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

· боязнь физического контакта с взрослыми;

· реакция испуга на плач других детей;

· редкая улыбка и проявления радости;

· плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

· отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;

· заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

· лживость, воровство;

· копирование поведения взрослых;

· агрессивность, жестокое отношение к животным;

· болезненное отношение к замечаниям, критике.

Младший школьный возраст:

· боязнь идти домой после школы;

· одиночество, отсутствие друзей;

· стремление скрыть причину повреждений и травм.

Подростковый возраст:

· побеги из дома;

· криминальное или анти общественное поведение;

· употребление алкоголя, наркотиков;

· суицидальные попытки.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявление жестокости по отношению к ребенку:

· позднее обращение за медицинской помощью или то, что инициатива обращения исходит от постороннего лица;

· обвинение в травмах самого ребенка;

· отсутствие обеспокоенности за судьбу воспитанника, невнимание к нему;

· противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

· отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

· обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

· рассказы о том, как их наказывали в детстве;

· признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность др.).

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия либо без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу его функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия с взрослыми с целью получения этими взрослыми удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий:

- вуайеризм - подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания, пребывания в туалете, а также принуждение его к раздеванию;

- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц перед ребенком;

- мастурбация со стороны ребенка или взрослого, обоюдная;

- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

- домогательства со стороны взрослого, не соответствующие возрасту ребенка, демонстрация эротических материалов с целью его стимуляции;

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершаются с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 – 4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок, во - первых, не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, в - вторых, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

· ночные страхи, кошмары;

· несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

· открытая мастурбация;

· несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

· беспричинные нервно – психические расстройства.

Дети младшего школьного возраста:

· низкая успеваемость;

· замкнутость, стремление к уединению;

· ухудшение отношений со сверстниками;

· несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

· стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

· депрессивное состояние;

· жалобы на боли в животе;

· побеги из дома или учреждений образования и воспитания;

· низкая самооценка;

· угрозы или попытки самоубийства;

· сексуализированное поведение;

· употребление алкоголя и наркотиков;

· беспорядочные половые связи, проституция.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относятся:

· открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

· оскорбление и унижение его достоинства;

· угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

· преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

· предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

· ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

· однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

· особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

· задержка умственного и физического развития;

· энурез;

· печальный вид.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

· нарушение сна, отсутствие аппетита;

· длительно сохраняющееся подавленное состояние;

· беспокойство, тревожность, агрессивность;

· склонность к уединению;

· неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

· плохая успеваемость;

· низкая самооценка;

· чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

· угрозы или попытка самоубийства.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

· негативная характеристика ребенка;

· постоянное сверхкритичное отношение к нему;

· оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

· нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;

· отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;

· перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

· открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Под неудовлетворением основных потребностей ребенка следует понимать следующее:

· отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

· отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

· нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непреднамеренным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и запросам:

· санитарно – гигиеническая запущенность, педикулез;

· задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

· низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в приюте);

· задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

· постоянный голод и жажда, кража пищи;

· стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

· требование ласки и внимания;

· пассивность, подавленное состояние, апатия;

· антиобщественное поведение;

· агрессивность и импульсивность;

· неумение общаться с людьми;

· трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

· низкая самооценка.

Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному вопросу профессионально, учитывая мнение всех специалистов, чтобы оказать действенную помощь. Знание психолого–педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: