Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения
Задачи:
1. научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
2. дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
3. выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
4. активизировать способность обучающихся в умении анализировать определенные черты своего характера.
Ход занятия:
1. Вступительное слово
Сегодня наше занятие называется «Я и окружающие меня люди». Тема его выбрана неслучайно. В школьной жизни, а также в жизни повседневной вам часто приходится взаимодействовать в самых разных коллективах, устанавливать контакт среди сверстников, учителей, родителей, друзей.
Мы и другие люди. Как много об этом уже написано, однако жизнь показывает, что отношения между людьми продолжают волновать очень многих, так как являются главными, ведь «человек немыслим без общества».
|
|
Как верно заменил Марк Аврелий, римский император: «Если бы ты даже хотел этого, ты не мог бы отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».
Поведение — человека-это образ его жизни и действий. «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
2. Вопросы для обсуждения:
1. Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели?
2. Умеете ли вы проявлять уважение к своим родителям? Приведите примеры.
3. Умеем ли вы проявлять уважение к своим учителям? Обоснуйте свои ответ?
4. Как вы можете проявить сочувствие к своим друзьям?
5. Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие? (Нет.)
6. Волнует ли вас отношение окружающих людей?
Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами. Но не всегда, находясь в коллективе, взаимодействуя, мы даём отчет своим поступкам.
3.Игра «Незаконченные предложения»
Когда ко мне обращаются не тем тоном, я____________________________
Когда от меня требуют послушания, я ______________________________
Когда меня просят не грубить, я ___________________________________
В своем поведении мне стоит избегать ______________________________
Если мне приходиться выступать перед большой публикой,
я_______________________________________________________________
Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.
|
|
4. Притча о путешественнике
У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика.
– А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.
– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.
Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик вновь ответил вопросом на вопрос:
– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
– Здесь ты найдешь таких же.
Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:
– Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответ.
– У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.
Итак, наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям – это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, а негативное – превращает нас в игрушку в руках судьбы.
Более того, позитивный и негативный настрой наших мыслей, позитивное и негативное отношение действуют как своего рода магнит, притягивая к нам положительные или отрицательные события
Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)