Парасигматизм свистящих – это замена или смешение [c], [c’], [з], [з’], [ц] на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам
Примеры:
1. [c] = [ш] (шипящий) [c]анки – [ш]анки.
[c] <=> [c’] (внутригрупповые смешения) [c]след - [c’]лед
[c] = [т] (призубный) [c]умка - [т]умка
[c] = [ф] (губно-зубной) [c]ок - [ф]ок
2. [c’] = [щ] (замена на шипящий) [c’]ено - [щ]ено
3. [з] = [ж] (замена на шипящий) [з]айка - [ж]айка
[з] <=> [c] (внутригрупповые смешения) [з]уб - [c]уб
[з] = [д] (призубный) [з]амок - [д]амок
[з] = [в] (губно-зубной) - [з]амок - [в]амок
4. [з’] <=> [c’] (внутригрупповые смешения) [з’]ебра - [c’]ебра
5. [ц] <=> [c] (внутригрупповые смешения) [ц]ыпленок = [c]ыпленок
[ц] = [т] (призубный) [ц]ирк - [т]ырк
[ц] = [щ] (замена на шипящий) [ц]апля - [щ]апля.
Парасигматизм шипящих – это замена или смешение [ш], [ж], [щ], [ч’] на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
1. [ш] <=> [с] (замена на свистящий) [ш]апка - [с]апка
[ш] = [ф] (губно-зубной) [ш]апка - [ф]апка
[ш] = [т] (переднеязычный) [ш]апка - [т]апка
2. [ж] = [з’] (замена на свистящий) [ж]аба - [з’]аба
|
|
3. [щ] = [с’] (замена на свистящий) [щ]епка - [с’]епка
[щ] = [ф’] (губно-зубной) [щ]епка - [ф’]епка
[щ] = [т’] (переднеязычный) [щ]епка - [т’]епка
4. [ч’] = [ц] (замена на свистящий) [ч’]ай - [ц]ай
[ч’] = [с’] (замена на свистящий) [ч’]ай - [с’]ай
[ч’] = [ф’] (губно-зубной) [ч’]ай - [ф’]ай
[ч’] = [т’] (переднеязычный) [ч’]ай - [т’]ай
Параламбдацизм – это замена или смешение [л], [л’], на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
1. [л] = [у] (замена на гласный звук) [л]ак - [у]ак
[л] = [р] (замена на сонорные звуки) [л]ак = [р]ак
[л] = [л’] (замена на сонорные звуки) [л]ук = [л’]ук
[л] = [н] (замена на сонорные звуки) [л]опата = [н]опата
[л] = [в] (губно-зубной) ко[л]око[л]- ко[в]око[в]
2. [л’] = [й’] (замена на сонорные звуки) [л]ес = [й’]ес
[л’] = [в’] (губно-зубной) [л’]ес - [в’]ес.
Параротацизм – это замена или смешение [р], [р’], на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
1. [р] = [ы] (замена на гласный звук) [р]ак - [ы]ак
[р] = [л] (замена на сонорные звуки) [р]ак = [л]ак
[р] = [й’] (замена на сонорные звуки) [р]ука = [й’]ука
[р] = [н] (замена на сонорные звуки) [р]ама = [н]ама
[р] = [л’] (замена на сонорные звуки) [р]ука = [л’]ука
[р] = [в] (губно-зубной) ко[р]ова- ко[в]ова
[р] = [д] (переднеязычный) [р]ак - [д]ак
[р] = [г] (заднеязычный) [р]ак - [г]ак
2. [р’] = [д’] (переднеязычный) [р’]епа - [д’]епа
[р’] = [г’] (заднеязычный) [р’]епа - [г’]епа.
Паракаппацизм – это замена или смешение [к], [к’], на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
1. [к] = [т] (переднеязычный) [к]оза - [т]оза
[к] = [х] (заднеязычный) [к]оза - [х]оза
2.[к’] = [т’] (переднеязычный) [к’]ит - [т’]ит
|
|
[к’] = [х’] (заднеязычный) [к’]ит - [х’]ит.
Парагаммацизм – это замена или смешение [г], [г’], на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
1. [г] = [д] (переднеязычный) [Г]аля - [Д]аля
[г] = [г-щелевой] (заднеязычный) [Г]аля - [Г - щелевой]аля
2.[г’] = [т’] (переднеязычный) [г’]иря - [т’]иря
Парахитизм – это замена или смешение [х], [х’], на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
1. [х] = [т] (переднеязычный) [х]алат - [т]алат
2.[х’] = [т’] (переднеязычный) [х’]ижина - [т’]жина.
Парайотацизм – это замена или смешение [й’], на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам.
Примеры:
[й’] = [а] (замена на гласный звук) [й’]ама - [а]ама
[й’] = [л’] (замена на сонорные звуки) [й’]эль - [л’]эль
[й’] = [н’] (замена на сонорные звуки) [й’]ама - [н’]ама.
Дефект озвончения согласных – звонкие согласные заменяются глухими.
Примеры:
[г] = [к] [г]орло - [к]орло
[б] = [п] [б]ок - [п]ок
[д] = [т] [д]уб - [т]уб
[г’] = [к’] [г’]иря - [к’]иря
[б’] = [п’] [б’]елка - [п’]елка
[д’] = [т’] [д’]ело - [т’]ело
[в] = [ф] [в]ода - [ф]ода
[з] = [с] [з]уб - [с]уб
[ж] = [ш] [ж]ук - [ш]ук
[в’] = [ф’] [в’]едро - [ф’]едро
[з’] = [с’] [з’]има - [с’]има.
Дефект оглушения согласных – глухие согласные заменяются звонкими.
Примеры:
[к] = [г] [к]ом - [г]ом
[п] = [б] [п]олка - [б]олка
[т] = [д] [т]ок - [д]ок
[к’] = [г’] [к’]иль - [г’]иль
[п’] = [б’] [п’]ила - [б’]ила
[т’] = [д’] [т’]елефон - [д’]елефон
[ф] = [в] [ф]онарь - [в]онарь
[с] = [з] [с]мена - [з]мена
[ш] = [ж] [ш]апка - [ж]апка
[ф’] = [в’] [ф’]иалка - [в’]иалка
[с’] = [з’] [с’]ито - [з’]ито.
Дефект смягчения согласных – все мягкие согласные заменяются на твердые.
Примеры:
[д’] = [д] [д’]а[д’]а -[д]а[д]а
[п’] = [п] [п’]ила - [п]ыла
[в’] = [в] [в’]илка - [в]ылка
[м’] = [м] [м’]ишка - [м]ышка.
Дефект неправильного произношения твердых согласных – все твердые согласные заменяются на мягкие.
Примеры:
[р] = [р’] [р]ама - [р’]ама
[с] = [с’] [с]умка - [с’]умка
[т] = [т’] [т]апок - [т’]апок.
Методика логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи
Логопедическая работа по формированию произносительных умений и навыков у детей (также у взрослых) проходит в 3 основных этапа с использованием классических (традиционных) и инновационных технологий.
I этап – подготовительный
Цель: нормализация деятельности артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, знакомство с их строением и правильными артикуляциями звуков родного языка.
Задачи:
1) устранение дефекта в строении артикуляционного, голосового аппарата медицинскими технологиями;
2) коррекция нарушений артикуляционной моторики:
Технологии:
1. Артикуляционная гимнастика;