В зубчатых передачах движение передается за счет зацепления пары зубчатых колес. Меньшее колесо сцепляющейся пары называют шестерней, большее — колесом.
Классификация зубчатых передач:
Зубчатые передачи применяют при любом расположении осей колес. При параллельном расположении осей колес используют цилиндрическую передачу, при пересекающихся осях — коническую передачу, при скрещивающихся осях валов — винтовые, гипоидные, спироидные.
Зубчатые передачи выполняют в основном закрытыми — работающими в корпусе и со смазкой.
Открытые передачи, работающие на воздухе без смазки, обычно отличаются крупными размерами. Для них характерно ускоренное изнашивание.
В зависимости от расположения зубьев на колесе различают прямозубые, косозубые, шевронные колеса и колеса с круговыми зубьями.
Для преобразования вращательного движения в поступательное применяют передачу шестерня — рейка.
В зависимости от формы профиля зубьев передачи делятся на передачи с эвольвентными зубьями и зубьями очерченными дугами окружности (передача Новикова).
В зависимости от взаимного положения колес различают передачу с внешним и с внутренним зацеплением.
Достоинства зубчатых передач:
· высокий КПД передачи (0,97-0,98);
· надежность в работе;
· компактность по сравнению с фрикционными передачами;
· постоянство передаточного отношения;
· простота обслуживания;
· небольшие по сравнению с другими передачами нагрузки на валы и опоры.
Недостаток – шум при работе, обусловленный погрешностями изготовления зубчатых колес и сборки передачи.
Вопрос 27
Общие сведения о ременных передачах
Ременная передача — фрикционная передача (нагрузка передается силами трения) с помощью гибкой связи (упругого ремня).
Ременная передача применяется для соединения валов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга.
Классификация ременных передач
В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи делятся на: плоскоременные, клиноременные, поликлиновые и с круглым ремнем.
По расположению валов в пространстве различают:
• передачи с параллельными валами: открытые, перекрестные;
• передачи со скрещивающимися валами — полуперекрестные;
• передачи с пересекающимися осями валов — угловые.
Достоинства ременных передач:
• ременная передача смягчает толчки и удары — может демпфировать колебания;
• ременная передача может служить предохранительным звеном при перегрузках;
• ременная передача может использоваться для бесступенчатой регулировки скорости (см. рис. 2.3, д);
• возможность передачи движения на значительные расстояния (до 15 м и более).
Недостатки ременных передач:
• большие габаритные размеры;
• невозможно обеспечить постоянство передаточного отношения;
• долговечность ремня недостаточна;
• значительные нагрузки на опоры, особенно у плоскоременных передач.
Вопрос 28