Схема анализа урока изучения нового материала
1. Отметить, каково было начало урока (дисциплина в классе, мобилизация внимания учащихся, их готовность к работе).
2. Указать, как было организовано повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний.
При этом важно выяснить:
· способы проверки письменного домашнего задания; их эффективность;
· виды опроса; формулирования вопросов учителем характер ответов учащихся – глубина, осмысленность, связанность, правильность;
· какие иные способы повторения материала были использованы учителем – грамматический разбор, разбора с наглядными таблицами, с учеником и под.; оправданность с дидактической точки зрения избранных учителем приемов работы.
3. Определить, в чем состояла психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний (формулирование проблемных вопросов и заданий; установка на изучение и прочное запоминание учебного материала).
4. Раскрыть способы изучения новых знаний:
|
|
· методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом (слово учителя, рассказ, наблюдения над языком, беседа, самостоятельная работа учащихся), их соответствие образовательно-воспитательным целям урока;
· работа над новыми понятиями, правилами (выделение существенных признаков понятий, условий действия нормы, осознание существа терминов и под.);
· систематичность, последовательность, правильность протекания мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации;
· характер вопросов, задаваемых учащимся (соблюдения принципа научности, требования логики и психологии, особенности речевого оформления вопросов).
5. Проанализировать способы закрепления материала:
· выполнение упражнений в устной форме, составление «своих» примеров;
· предупредительные диктанты зрительного и слухового типа;
· осложненное списывание;
· выполнение упражнений творческого характера;
· прочие виды упражнений; дидактическая целесообразность их использования на уроке;
· дифференциация упражнений по степени сложности.
6. Дать анализ методики домашнего задания:
· соответствие задания целям урока;
· дифференцированный подход к домашнему заданию;
· инструктаж.
7. Отметить, как подводились итоги урока, какие формы учета и оценки знаний использовались учителем; объективность оценки знаний и навыков учащихся.
8. Отметить, какие использовались на уроке наглядные пособия и технические средства. Насколько эффективной была методика их применения?
9. Установить, как на всем протяжении урока реализовывались учителем дидактические и специальные методические принципы; какова была психологическая инструментовка урока. Охарактеризовать в связи с этим деятельность учителя на протяжении всего урока (преподавание) и деятельность учащихся (учение).
|
|
10. Сделать выводы о том, как на уроке были реализованы требования единого режима грамотного письма и культуры речи.
11. Определить, не было ли допущено со стороны учителя перегрузки школьников учебными заданиями или, напротив, недооценки сил учащихся, что могло выразиться в стремлении педагога использовать на уроке упражнения облегченного характера; каков был темп урока. Какое место на уроке занимала самостоятельная работа учащихся?
12. Установить, достигнуты ли цели урока (учебная, воспитательная, развивающая).
13. Дать свои рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательной работы на уроке.
Схема анализа уроков закрепления знаний, умений и