Тема 1.1.Функции кадровой службы
Вид занятия - лекция
Цель занятия – рассмотреть основные функции и направления деятельности кадровой службы
План лекции
Положение об отделе кадров
Роль отдела кадров в структуре организации.
Должностные инструкции работников отдела кадров.
Практическое занятие: описать роль отдела кадров в структуре деятельности организации (можно оформить на компьютере, на листе бумаге, голосовым сообщением)
Отдел кадров, HR-департамент, служба управления персоналом - названия этого структурного подразделения, как и круг обязанностей, варьируются от компании к компании. Неизменным остается одно: в центре внимания — человек как трудовой ресурс.
Функции кадровой службы
1) Ведение кадровой документации в соответствии с требованиями законодательства по труду;
2) учет и нормирование труда;
3) подбор персонала;
4) оценка;
5) развитие, обучение;
6) мотивация персонала;
7) формирование корпоративной культуры организации.
|
|
Какие функции выполняет HR-отдел, решает руководитель организации, исходя из стратегических задач и планов развития компании.
Структура кадровой службы зависит,
во-первых, от размера компании (численности штата), а во-вторых, от тактических задач, поставленных перед специалистами по кадрам. В маленьких компаниях кадровое делопроизводство поручают бухгалтеру или даже секретарю. Если же компания большая, активно развивающаяся, заинтересованная в быстром и эффективном закрытии вакансий, удержании персонала, его развитии, тогда по каждому из направлений работы должны работать отдельные специалисты или группы специалистов, например:
· отдел кадров (делопроизводство);
· служба охраны труда (обязателен выделенный специалист, если в штате организации более 50 человек);
· отдел рекрутинга;
· отдел адаптации;
· ассесмент-центр;
· учебный центр;
· департамент компенсаций и льгот.
Возглавляет службу директор по персоналу.
Иногда делопроизводство и охрана труда бывают выведены в отдельные структурные единицы, которые не подчиняются директору по персоналу.
Как формировать кадровую политику
Функционал работников кадровых служб включает в себя не только ведение кадрового делопроизводства. Им приходится быть то секретарями, то юристами, а иногда и формировать кадровую политику.
Кадровая политика организации – это продуманная система взаимодействия руководства и работников. Отвечают за ее реализацию все руководители компании – от линейных до генерального директора. Направления кадровой политики организации бывают пассивными, реактивными, превентивными и активными.
|
|
В первом случае руководство практически бездействует, устраняя последствия негативных поступков (часто выливающееся в наказание «стрелочника»), не пытаясь выяснить их причины. Например, поиск нового сотрудника начинается сразу после увольнения прежнего, без формулирования и указания четких критериев поиска и с обвинениями рекрутера в плохой работе.
При реактивной политике негатив не только активно и своевременно устраняют, но и пытаются проанализировать причины его возникновения..
Превентивная политика позволяет не только заранее просчитать возможность конфликтов, некачественного выполнения работы, но и минимизировать их проявление. Работников заранее обучают работе на новом оборудовании, находят продуктивное применение неформальным лидерам, заранее планируют увеличение штата при расширении бизнеса.
Активная политика подразумевает прогнозирование среднесрочного и долгосрочного развития бизнеса, персонала и активное осознанное и целенаправленное управление данными процессами.
Управление кадровой политикой организации может развиваться только поэтапно, невозможно перепрыгнуть из пассивной сразу в активную. Разработка кадровой политики состоит из нескольких этапов.
1. Анализ существующей политики.
2. Разработка конкретных действий по переходу на следующий уровень.
3. Обучение руководства работе в новых условиях.
4. Знакомство персонала с новыми правилами.
5. Контроль соблюдения принципов кадровой политики.
Положение о кадровой службе
Такой документ не является обязательным - но наличие его поможет структурировать работу отдела: обозначить решаемые задачи, выполняемые функции, права и обязанности специалистов, их взаимодействие внутри отдела, правила коммуникации с другими подразделениями предприятия.
После утверждения Положения руководителем организации оно становится локальным нормативным актом - своего рода должностной инструкцией для всего отдела. Подойти к составлению Положения нужно со всей ответственностью: в дальнейшем эффективность работы отдела оценивается, исходя из того, насколько хорошо выполняются задачи, сформулированные в этом документе.
Отдел кадров - это структурное подразделение, обеспечивающее работу с персоналом на предприятии. В основные должностные обязанности отдела кадров на предприятии входит оформление трудовых отношений с работниками, обеспечение кадровыми ресурсами, обучение личного состава, ведение кадрового делопроизводства. Конкретный объем функциональных обязанностей отдела кадров зависит от специфики предприятия, численности и контингента его сотрудников.
Формирование отдела кадров на предприятии начинается с утверждения Положения о структурном подразделении, которое содержит описание кадровой службы:
1) как распределены должностные обязанности между работниками;
2) что входит в обязанности отдела кадров;
3) основные функции подразделения;
4) порядок взаимодействия с другими структурными подразделениями предприятия.
Этот документ носит необязательный характер. Однако именно он позволяет сформировать кадровую службу, отвечающую требованиям предприятия и имеющую высокий уровень должностной ответственности. За типовое положение об отделе кадров на предприятии можно взять образец, который есть в приложении № 1 к Приказу Росархива от 27.06.2018 № 71..
В настоящее время утвержден и введен в действие профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», регистрационный номер 559 (Приказ от 06.10.2015 № 691н). Профессиональный стандарт содержит описание и характеристику функций, входящих в деятельность по управлению персоналом, на основе которых можно сформулировать должностные требования к конкретным специалистам.
|
|
Также действует Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление от 21.08.1998 № 37).
В нем содержатся квалификационные характеристики, предназначенные для правильного подбора, расстановки и использования сотрудников, обеспечения единства при определении должностных функций кадровиков и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Эти документы являются основой для определения функций и должностных обязанностей отдела кадров и для определения квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам службы.
В целом должностные обязанности можно разделить на отдельные функции:
Ведение документации по учету и движению персонала:
оформление приема, переводов, увольнения, предоставления отпусков, направления в служебные командировки, привлечения к дисциплинарной ответственности;
формирование и ведение личных дел сотрудников;
ведение и хранение трудовых книжек;
ведение табеля учета рабочего времени;
учет предоставления отпусков персонала, контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков;
учет, проверка правильности оформления листков нетрудоспособности;
предоставление информации о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников.
Деятельность по обеспечению персоналом:
o сбор информации о потребностях предприятия в сотрудниках;
o поиск, привлечение, подбор и отбор персонала.
2. Деятельность по оценке, аттестации и развитию сотрудников:
o организация и проведение оценки, аттестации и обучения персонала;
o организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры сотрудников.