Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка:
· совершенствовать зрительное восприятие, учить прослеживать взглядом за перемещающейся игрушкой, показывать рукой на игрушку, активизировать внимание ребенка в играх: «Ку-ку!», «Ау!»;
· активизировать слуховое восприятие и слуховое внимание, побуждать прислушиваться к звучащим игрушкам, проявлять различные реакции на звучание детских музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, бубен):
· учить проявлять реакции на бытовые звуки, различать их;
· закреплять тактильные ощущения, поддерживать эмоциональное общение в пальчиковых и тактильных играх с взрослым.
Формирование деятельности, способов взаимодействия со сверстниками:
· активизировать участие в предметно-игровых действиях с взрослым с использованием игрушек Би-ба-бо, пальчикового театра, предметных игрушек изображающих людей, птиц и зверей, развивать интерес к общению со взрослым в совместной деятельности;
|
|
· совершенствовать манипулятивные действия с предметами: побуждать к действиям нажатия, хватания, перекладывания из руки в руку, постукивания, потряхивания, учить вставлять в прорези формы, мелкие предметы;
· учить ориентироваться на сверстника в игровых ситуациях: сначала играть рядом с предметами, затем в совместной игре, организованной взрослым – катать, ловить мячик, строить башенку, собирать пирамидку и т.п.;
· расширять сенсорный опыт ребенка, учить ориентироваться в новом пространстве, активизировать его к определенным действиям - достать, искать игрушку, подползти, подойти, подбежать, выкладывать игрушки, дидактические пособия на разном расстоянии и с разных сторон (спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу от ребенка) и т.п.
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:
· учить выполнять орудийные действия с предметами (стучать молоточком, ловить сачком, рисовать мелком, пересыпать ложкой, совочком):
· показывать знакомые предметы на картинке, используя указательный жест, соотносить предмет с его изображением;
· создавать условия для обогащения чувственного опыта: учить наблюдать за изменениями в природе или событиями в природе, фиксировать опыт в словесных высказываниях.
Ориентиры развития к концу второго года жизни
Дети могут научиться:
· дифференцировать предметы и игрушки, близкие по практическому опыту;
· различать звуки окружающей среды, находить источник звука;
· выделять игрушки по слову, называть знакомый предмет, соотносить предмет с его изображением;
|
|
· собирать предмет из 2-х частей (пользоваться соотносящими действиями);
· уметь использовать предметы-орудия для достижения цели в игровой ситуации;
· ориентироваться в пространстве вокруг себя – находить предметы по слову, использовать некоторые в соответствии с их функциональным назначением;
· выполнять соотносящие движения руками в пальчиковых упражнениях и двигательно-тактильных играх.
Возраст 2 - 3 года
Задачи обучения и воспитания
Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка:
· совершенствовать пространственные ориентировки, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные стимулы («Где звенит?», «Кто кричит?» «Достань такую же игрушку из волшебного мешочка!», «Найди желтый шарик!»);
· продолжать совершенствовать различные действия с предметами, формировать соотносящие и орудийные действия – открывать, закрывать, стучать, катать, трясти, ставить, нанизывать, вставлять, вынимать и т.п.;
· продолжать формировать практическую ориентировку на величину (большой-маленький), используя сенсорные эталоны в предметно-игровых действиях со взрослым – подбирать крышки к коробочкам, нанизывать последовательно колечки на стержень, расставлять предметы на 2 величины – большие-маленькие;
· продолжать формировать практическую ориентировку на форму (кубик-шарик), учить ориентироваться на свойства предмета и назначение – шарики катаем - кубики ставим, собираем башенку (катится – не катится, есть уголок);
· продолжать формировать ориентировку на цвет, учить сличать и называть словом основные цвета - желтый, красный, синий, зеленый. Организовывать игры на зрительное соотнесение предметов (игрушек) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.;
· учить зрительно соотносить предметы (игрушки) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.;
· учить соотносить предметы по двум признакам - цвету и форме в играх с предметами, учить группировке предметов по 2-м признакам: разложить предметы на 2 группы - желтые, красные).
· Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи:
· формировать наглядно-действенное мышление в дидактических играх: сачком достать шарики из воды, крючком подтянуть машинку, за веревочку провезти грузовичок, достать ложкой шарики из крупы; в игровых заданиях взрослый создает игровую ситуацию и предлагает ребенку выбрать предмет для разрешения ситуации – «Чем выловить рыбки из аквариума?» (сачок или крючок?), «Как грузовик поедет к домику?» (палочка или ленточка?) и т.п.
Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи и др.:
· формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать предметы: один-много-мало-пусто (используя для обучения однородные счетные предметы – елочки, грибочки, яблоки, геометрические формы);
· учить различать объекты живой и неживой природы, наблюдать на прогулках за повадками птиц, животных; проводить игры с водой и песком, включение орудийных действий с предметами в игровых ситуациях, обращать внимание на свойства объектов неживой природы и их изменения (водичка льется, сухой песок сыпется, в ведерко насыпаем песок, в бутылку наливаем воду; мокрый песок- можно делать куличики и т.п.).
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:
· обучать обследовать предмет, выделять главный признак предмета, его назначение (машину катать, молоточком стучать, сачком доставать и т.п.);
· формировать указательный жест в играх с предметами, по просьбе взрослого выделить игрушку, уметь показывать указательным пальцем на предмет, затем действовать с ним в заданной игровой ситуации;
|
|
· продолжать формировать ручные умения, развивать мелкую ручную моторику в играх с мелкими деталями, предметами, использовать крупную мозаику, конструктор ЛЕГО, крупные бусинки и т.п.