Практические рекомендации

1. Коррекционную работу с агрессивными детьми следует проводить в четырех направлениях:

· Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

· Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

·  Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

·  Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

 

2. Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребёнка. Работу с родителями агрессивного ребёнка целесообразно проводить в двух направлениях:

· Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины её появления, чем агрессия опасна для ребенка и окружающих, влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей);

· Обучение эффективным способам общения со своим ребёнком.

Родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам.

 

3. Тренинговые занятия с родителями по купированию уровня ситуационной и личностной тревожности, преодолению неуверенности в себе, знакомство с приёмами самодиагностики и самосовершенствования, позволяющими понять собственное поведение.

 

4. Ранняя диагностика и вмешательство педагогов и психологов при дефектах воспитания, длительных конфликтных ситуациях в семье, влияющих на формирование особенностей личности ребёнка.

 

Библиография

 

1. Бандура А., Уолтере Р.

Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М.: Апрель -Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 1999 - 512 с.

2. Буянов М.И.

Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988 - 207 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д.

Агрессия. - СПб.: Издательство "Питер", 2000 - 352 с.: ил. (Серия "Мастера психологии")

4. Васильев В.Л.

Юридическая психология. - 3-е изд. - СПб.: Издательство "Питер", 2000 -624с.

5. Захаров А.И.

Как предупредить отклонения в поведении ребенка: кн. для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1986 - 128 с.

6. ИзардК.Э.

Психология эмоций//Пер. с англ. СПб: Издательство "Питер", 2000. - 46 с.

7. Колосова С.

Агрессия и агрессивность/ДПкольный психолог - 2000 - № 25 - № 28,- с.2 -6

8. Краткий психологический словарь/Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов на Дону: Издательство "Феникс", 1999. - 512 с.

9. Куликов Л.В.

Психологическое исследование: методические рекомендации по применению - СПб: "Речь" - 2002 - 184 с.

40 Ю.Лешли Д.

Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1987

- 223 с.

11. Лютова Е.К., Монина Т.Б.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: "Речь", 2001 - 190 с.

12.Майерс Д.

Социальная психология//Пер. с англ. СПб: Издательство "Питер", 2000. -688с.

13.Моралов В.Г., Фролова Л.П.

Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец.: АО "Метранпаж", 1995 - 98 с.

14.Можгинский Ю.Б.

Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм.. - СПб.: Издательство "Лань", Санкт - Петербургский Университет МВД России, 1999-128 с.

15.НортхоффР.

Юридическая психология: /Пер. с нем./ Роберт Нортхофф; Под ред. Р.И.

Даниловой; Поморский Государственный Университет им. Ломоносова, -

Изд-во: Пресс А, 2001 - 306 с.

16.Обухова Л.Ф.

Детская (возрастная) психология. - М.: "Российское педагогическое

агентство", 1996 - 374 с. И.Панфилова М.А.

Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие

для психологов, педагогов и родителей. - М.: "Издательство гном и Д", 2000

-160с.

18.Развитие личности ребенка/Пер, с англ. Общ. ред. A.M. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987-272 с.

19.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.

Психодиагностические методы изучения личности: Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золототарева, Н.Ф. Шлях. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998 -с. 71-78

20.Рогов Е.И.

Настольная книга практическая психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: "Владос", 1995-с. 408-411

21.СидоренкоЕ.В.

Методы математической обработки в психологии. - СПб: ООО "Речь" -2002-350 с.

22.Сидоров П.И., Парняков А.В.

Введение в клиническую психологию: 2т.: Учебник для студентов медицинских вузов - М.: Академ, проект, Екатеринбург: Деловая книга,. 2000

23.Смирнова Е.О.

Психология ребенка. Учебник для пед. училищ и вузов. - М.: Шк-пресс, 1997-384 с.

24.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р.

Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. - 2002 - №1 - с. 17-25

25.Фромм А.

Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. -Екатеринбург: Ард ЛТД, 1996 - с. 15-18

26.Циркин С.Ю. (общая редакция)

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СП.б.: Издательство "Питер", 2000 - 752 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Протокол наблюдения

Ф.И.О. наблюдателя __________________________________

Ф.И.О. объекта наблюдения ___________________________

Дата _________________________________

Время начала _________________________

Время окончания ______________________

Ситуация _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фрагмент ситуации   Эмоциональные реакции   Вербальные реакции   Невербальные реакции   Поведенч реакции   Комментарии  
                       

 

Заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Агрессивность

(опросник: ребёнок глазами взрослого)

Ф.И.О. ребёнка _______________________ Дата заполнения_________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог ___________________________________

 

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки проявления агрессивности у ребёнка   Как проявляется агрессивность  

Как часто наблюдается

 

вегетативные — краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения 0

1

2

3

4
признаки — облизывает губы в состоянии раздражения 0

1

2

3

4

внешние проявления

— кусает губы в состоянии раздражения 0

1

2

3

4
— сжимает кулаки в состоянии раздражения 0

1

2

3

4
— сжимает губы, кулаки, когда обижают 0

1

2

3

4
— тревожное напряжение разрешается гневом 0

1

2

3

4

длительность агрессии

— после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут 0

1

2

3

4
— после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут 0

1

2

3

4

чувствительность

к помощи взрослого

— помощь взрослого не помогает ребёнку овладевать собственной агрессией 0

1

2

3

4
— помощь взрослого не помогает ребёнку успокоиться 0

1

2

3

4
— замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии 0  

1

 

2

 

3

 

4  
— замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии 0  

1

 

2

 

3

 

4  
— чувство неприязни к другим не корректируется извне 0

1

2

3

4

особенности отношения к собственной агрессии

— ребёнок говорит, что поступил "плохо", но всё равно продолжает вести себя агрессивно 0  

1

 

2

 

3

 

4  
— ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые 0  

1

 

2

 

3

 

4  

особенности проявления гуманных чувств

— стремится делать назло 0

1

2

3

4
— безразличие к страданиям других 0

1

2

3

4
— стремление причинить другому страдание 0

1

2

3

4
— у ребёнка не возникает чувства вины после агрессивных действий 0

1

2

3

4

реакция на новизну

— новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности 0  

1

 

2

 

3

 

4  
— в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 0  

1

 

2

 

3

 

4  
реакция на ограничение — при попытке удержать яростно сопротивляется   0  

1

 

2

 

3

 

4  

реактивность (чувствительность к агрессии других)

— проявляет агрессивные реакции первым 0

1

2

3

4
— первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребёнка 0

1

2

3

4
— проявляет агрессивные реакции на действия других 0

1

2

3

4
— толкается, когда обижают 0

1

2

3

4
— бьёт других, если ребёнка случайно толкнули   0

1

2

3

4

чувствительность к присутствию других

— щипается на глазах у всех

0

1

2

3

4

— толкает сверстника на глазах у всех

0

1

2

3

4

— ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребёнка

0

1

2

3

4

физическая агрессия, направленная на предмет

— может сломать постройку на глазах у всех

0

1

2

3

4

— ребёнок стремится разорвать предметную игровую карточку, книжку...

0

1

2

3

4

— ребёнок может бросить предмет об стенку

0

1

2

3

4

— ребёнок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

0

1

2

3

4

— отрывает руки, ноги кукле

0

1

2

3

4

агрессия, направленная на сверстников

— толкает детей в состоянии раздражения 

0

1

2

3

4

— походя, ударяет встречных

0

1

2

3

4

— бьёт других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

— ударяет детей, и внезапно успокаивается

0

1

2

3

4

— стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

0

1

2

3

4

— кусает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

агрессия не выраженной направленности — агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз) направленная на всё окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0

 

1  

2

 

3

 

4

 

Агрессия, направленная на взрослого (в

раннем и дошкольном детстве)

— бьёт родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0

1

2

3

4

— бьёт чужого взрослого по руке за то, что он не даёт разбрасывать игрушки и т.п.

0

1

2

3

4

— тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0

1

2

3

4

— в состоянии пониженного настроения   бьёт чужого взрослого кулачком

0

1

2

3

4

— в состоянии пониженного настроения бьёт родителя кулачком

0

1

2

3

4

— царапает взрослого

0

1

2

3

4

— беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0

1

2

3

4

— бьёт больно ногой бабушку

0

1

2

3

4

вербальная агрессия

 

— говорит обидные слова детям

0

1

2

3

4

— говорит обидные слова взрослым

0

1

2

3

4

— говорит нецензурные слова детям

0

1

2

3

4

— говорит нецензурные слова взрослым

0

1

2

3

4

агрессивность в виде угрозы

— замахивается, но не ударяет другого

0

1

2

3

4

— пугает другого

0

1

2

3

4

агрессия, направленная на себя

— просит себя стукнуть ещё раз            

0

1

2

3

4

— берёт на себя вину за других

0

1

2

3

4

— рвёт на себе волосы

0

1

2

3

4

— щипает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

— кусает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

агрессия, направленная на животных

— щипает кошку

0

1

2

3

4

— выкручивает хвост кошке

0

1

2

3

4

— специально наступает на лапы собаке

0

1

2

3

4

неупорядоченные проявления и дополнения — плюётся в состоянии раздражения    

 

 

 

 

 

                     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фамилия, имя, отчество_____________________________________

Дата ___________ Возраст________ Образование_______________

1. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

 

и/и

Суждение

Ответы

 

нет, это не так пожалуй, так верно совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2   Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3   Я нахожусь в напряжении 1   2   3   4  
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя спокойно 1   2   3   4  
6 Я расстроен 1 2 3 4
7   Меня волнуют возможные неудачи 1   2   3   4  
8   Я ощущаю душевный покой 1   2   3   4  
9 Я встревожен 1 2 3 4
10   Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1   2   3   4  
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13   Я не нахожу себе места 1   2   3   4  
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15   Я не чувствую скованности, напряжения 1   2   3   4  
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18   Я слишком возбужден и мне не по себе 1   2   3   4  
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: