Нелегальное оружие в Северно-Кавказском регионе

 

Совершение преступлений с использованием огнестрельного оружия сегодня в России для рядового жителя не новость, но совершение чудовищного по своей жестокости террористического акта в сентябре прошлого 2004 года в Беслане заставил задуматься многих: "Откуда у бандитов столько оружия и как оно поступает в Чеченскую Республику и на Северный Кавказ?"

Ведь о Северном Кавказе и ситуации в Чечено-Ингушской Республике мы начали говорить в начале 90-х годов прошлого столетия. Не касаясь политической ситуации в России в то время, но анализируя тогдашнюю криминогенную обстановку на Северном Кавказе, надо признать, что территория Чечни превратилась в прибежище для уголовников и террористов различных национальностей. Навязавший себя чеченскому народу дудаевский режим активно примкнул к международной контрабанде оружием и наркотиками. Тем более, что обстановка для этого была очень подходящая. После распада Советского Союза, когда бывшие союзные республике стали суверенными государствами, никто из их новых руководителей даже понятия не имел, сколько и какое стрелковое оружие складировано на их территории. А тут еще сокращение воинских частей, вывод войск из Восточной Европы. Тот хаос и развал, который сопровождал вывод войск с территорий теперь уже суверенных государств, привел к утечке огромной массы оружия. Тогда-то и пошло гулять оружие по Чечне и всему Северному Кавказу. К этому надо добавить официальную передачу в 1992 году избранному президентом Чеченской Республики Д. Дудаеву, под давлением ультиматумов к руководству России, по сути, незаконным вооруженным формированиям Чечни 60 тысяч единиц стрелкового оружия, более 100 единиц бронетехники и 150 орудий, свыше 270 различных типов самолетов и 27 вагонов боеприпасов.

Это позволило Д. Дудаеву создать хорошо вооруженные формирования - практически армию. Большинство из тех автоматов и пулеметов так и не найдены. Что-то было уничтожено в боях вместе с их новыми хозяевами, что-то изъято в ходе розыскных мероприятий. И все же сегодня трудно даже предположить, сколько из тех гор оружия припрятано в схронах и тайных складах в Кавказских горах и в любой момент может быть пущено в ход.И здесь речь идет даже не о десятках стволов. Но это оружие не считается утерянным - его передача официально согласовывалось на высшем уровне.Тем не менее, по сводкам Объединенной группировки войск, - каждое пятое преступление относится к сфере незаконного оборота оружия. Воруют и продают оружие не только в горячих точках. Часть оружия попадает в нелегальный оборот, в том числе и на Кавказ с российских заводов. Утечка идет с отечественных оружейных предприятий, в большинстве там воруют комплектующие детали, из которых собирают пистолеты. Умельцы делают их в кустарных условиях, их отличительная особенность - на них нет номеров.

Одно время в Чечне сепаратистами было налажено производство пистолетов "БОРЗ", в переводе на русский "ВОЛК", которые делали на грозненском заводе "Серп и Молот", а фактически чуть ли не в гаражах кустарным способом. Отсюда - отвратительное качество данного пистолета-пулемета, и поэтому в последнее время при проведении спецопераций по пресечению незаконного оборота оружия "БОРЗ" почти не попадается. А вот переделывание газовых пистолетов под боевые на Кавказе до сих пор широко практикуется. Есть еще один источник пополнения бандитских арсеналов, который вызывает тревогу - это хищение оружия, которое находится в частном владении граждан. Сейчас только нарезного, - самого мощного оружия, находится на руках - около 500 тысяч стволов. Вооружились им все, кто этого желал, в том числе представители криминалитета и бандформирований на Северном Кавказе.

Одним из последствий неграмотной политической и правоохранительной работы стало чрезвычайная насыщенность региона оружием. Во-первых, люди не защищены властью и пытаются защититься сами. Во-вторых, немалая часть кавказского населения за последние годы приобрела опыт участия в конфликтах, в том числе и в боевых действиях.

В массиве разыскиваемого оружия почти каждая третья изымаемая единица по происхождению приходится на государственные военизированные организации, и в первую очередь - на Министерство обороны России.

Постоянно ФСБ РФ отмечает рост контрабанды оружия из зон конфликтов. В Северокавказском регионе из незаконного оборота изъято 527 единиц стрелкового оружия, свыше 2,5 тонны взрывчатых веществ, более 180 самодельных взрывных устройств. По словам директора ФСБ, Бортникова А.В. его подчиненные провели ряд операций, в результате которых нейтрализовали деятельность организованных преступных групп. Были пресечены попытки доставить в Северокавказский регион более 170 единиц стрелкового оружия с территории Южной Осетии и Абхазии. Оперативники изымают и уже провезенное через все кордоны оружие из схронов на территории Ингушетии и Дагестана.

Как фиксируют в ФСБ, преступники пытаются переправлять в Россию в основном трофейное оружие, которое в достаточном количестве было брошено грузинской армией в августе прошлого года. Но оперативники встречались также и с фактами, когда контрабандное оружие было похищено из мест изготовления, хранения и утилизации. Боевики на Северном Кавказе за счет усилившейся контрабанды такого рода до сих пор располагают значительным количеством вооружения для совершения диверсий.

 



Заключение

 

Неустойчивость внутриполитической обстановки во многих государствах (Грузия, Молдова), вооруженные конфликты на Северном Кавказе, в Афганистане, постоянный спрос на оружие в преступной среде поддерживают тенденции к увеличению его незаконного оборота как в Российской Федерации, так и в других государствах и ускорению вхождения российских организованных преступных групп в международный бизнес по незаконному обороту оружия.

Сверхприбыли, получаемые от контрабанды оружия, привлекают к этому виду преступного бизнеса представителей российских и зарубежных криминальных структур. На современном этапе проявляется тенденция к образованию транснациональных преступных организаций, специализирующихся на контрабанде оружия, которые предпринимают активные попытки проникновения в Россию, рассматриваемую ими как новый перспективный рынок незаконного оборота оружия.

С учетом открытости границ России со странами СНГ, несовершенства систем погранично-таможенного контроля необходимо улучшить взаимодействие органов внутренних дел с органами ГТК, ФСБ, ФПС России, а также правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья в выявлении и перекрытии каналов контрабанды оружия, совместной оперативной разработке организованных преступных формирований, специализирующихся на этом преступном промысле.

Во всех странах, в том числе и в России, на всех этапах развития государства, эффективность чисто уголовно-правовых средств борьбы с контрабандой, при использовании их в отрыве от других имеющихся в распоряжении государства мер, была невелика. И российский опыт, и мировая практика борьбы с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов однозначно доказывают, что серьезных успехов в такой борьбе можно добиться только в том случае, если в этих целях будут консолидированы все имеющиеся в распоряжении государства средства: экономические, социальные, политические, организационные и правовые.

Для противодействия контрабанде оружия недостаточно активно используется европейская Конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, принятая в 1978 г. (вступила в силу 1 июля 1982 г.). В ней говорится, что государства, подписавшиеся подданной Конвенцией, договорились принимать меры по оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные органы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого.

Участие России в международном сотрудничестве, установлении и развитии связей между правоохранительными органами и другими ведомствами, имеющими отношение к производству оружия или торговле им, следует рассматривать в качестве необходимой предпосылки к обеспечению эффективного контроля за оборотом оружия.

Несмотря на определенные достижения в борьбе с преступностью в рассматриваемой сфере, следует отметить, что неуклонный рост некоторых преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, и все большее насыщение им «черного» рынка свидетельствуют о том, что принимаемые меры недостаточно результативны, неадекватны остроте ситуации и требованиям оперативной обстановки. До сих пор не удается преодолеть узковедомственный подход к решению этой сложной проблемы.

Для эффективной борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота оружия необходимы долгосрочная стратегия и единая государственная политика, которые в настоящее время отсутствуют. Практика показывает, что борьба с незаконным оборотом оружия может привести к конкретным позитивным результатам только на основе комплексного подхода в рамках специальных программ. Выработкой стратегии противодействия незаконному обороту оружия должен заниматься единый орган, что позволит избежать ведомственной разобщенности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: