конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Основной способ образования конгломератов – слияние и поглощение фирм.
Особенности конгломератов:
—объединяемые компании сохраняют юр и произв-но-хоз-ю самост-ть, но полностью финансово зависимы от головной компании; —свойственна значительная децентрализация управления;
—основные рычаги управления – финансово-эконом. методы, косвенное регулирование дея-ти подразделений со стороны головной компании;
—в структуре конгломерата формируется финансовое ядро, куда помимо холдинга –головной компании – входят крупные финансовые и инвестиционные компании.
Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам Индия, Китай, Россия, Латинская Америка).
ассоциация — добровольное объединение юр или физ лиц для достижения общей хоз-й, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.
|
|
Особенности ассоциаций:
—это самая “мягкая” форма интеграции;
—цель создания – кооперация дея-ти рекомендательного хар-ра;
—возможна централизация определенных функций, в основном информационного хар-ра;
—члены ассоциации (союза) сохраняют свою хоз-ю самостоятельность и права юр лица;
—не отвечает по обязательствам своих членов;
—членыа ссоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
—члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация – структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.
стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных ком-х целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний в конкурентной борьбе.
Особенности стратегических альянсов:
—это соглашения о сотрудничестве м/у фирмами, но не доводящие дело до слияния компаний;
—соглашения могут носить хар-р среднесрочный или долгосрочный, двусторонний или многосторонний;
—принимать участие могут поставщики, клиенты, конкуренты;
—совместная координация стратегического планирования и управления участниками дея-ти;
|
|
—создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также м/у компаниями, занятыми в смежных сферах дея-ти и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
—не является самостоятельным юр лицом;
—компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
—альянсы создаются на определенный срок, и распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
—альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
—это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.