Впервые определение СЭЗ дано в Киотской конвенции, которая понимала под СЭЗ «часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению». Другими словами, СЭЗ – это:
- «островки мирового хозяйства на национальных территориях»;
- «окна для притока зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков»;
- «прототип новой политики «открытых дверей» в МХ;
- территории с высокой степенью открытости и благоприятными таможенным и налоговым режимами для зарубежных инвестиций;
- интернациональные экономические формирования с очень высокой концентрацией торговых, финансовых, производственных и технологических связей;
- коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю, на которых действует принцип «таможенной экстерриториальности»;
- инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы.
|
|
Весь комплекс данных определений отражает место, условия и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначение их.
Цели формирования СЭЗ:
экономические:
- более глубокое включение национального рынка в МХ;
- привлечение инвестиций для развития высокорентабельного производства;
- использование преимуществ МРТ для расширения выпуска экспортной продукции;
- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
социальные:
- комплексное развитие отсталых регионов;
- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
- обучение и подготовка национальных высококвалифицированных кадров;
- насыщение отечественного рынка высококачественными товарами.
научно-технические:
- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
- приобщение к новым формам управления;
- привлечение опыта и достижений ведущих инженерно-технич. центров;
- повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
Условия функционирования СЭЗ:
- политическая стабильность в стране;
- наличие предоставляющей гарантии инвестору законодательной базы;
- благоприятная экономическая конъюнктура;
- наличие развитой инфраструктуры;
- благоприятная природно-географическая среда.
Система льгот инвестору предполагает:
- фискальные льготы (стимулируют развитие определенных видов предпринимательства);
- финансовые льготы (низкие цены для пользователей землей, помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами а так же субсидии за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов);
|
|
- административные (предоставляются администрацией зоны, чтобы упростить режим процедур регистрации, въезда и выезда иностранцев и др.);
- внешнеторговые (введение упрощенного порядка осуществления внешне-торговых операций, снижение или отменой экспортно-импортных пошлин).
Все выше перечисленные льготы могут применяться в различных комбинациях.
Виды СЭЗ:
- зоны свободной торговли;
- зоны содействия инвесторам;
- зоны совместного предпринимательства;
- зоны беспошлинного производства;
- научно-технические зоны;
- беспошлинные экспортно-промышленные зоны;
- зоны экономического благоприятствования;
- зоны беспошлинной торговли;
- внешнеторговые зоны;
- банковские и страховые зоны;
- вольные гавани;
- открытые города;
- зоны развития импорта;
- зоны внешней торговли;
- особые экономические зоны;
- технопарки, технозоны;
- технополисы и др.
Классификация СЭЗ: