Представители: Г. Мюндаль, А. Маршаль, Франсуа Перру.
Они резко критикуют рыночную интеграцию, потому что региональная интеграция значительно больше, чем объединение рынков. Интеграция носит ярко выраженную социальную окраску и устранению неравноправности стран.
Мюндаль: "Интеграции нет, пока для каждого национального хозяйства не открыты все пути, и пока вознаграждение за производство и услуги неодинаковы, несмотря на расовые и социальные культурные различия".
Интеграция не сводима в экономике. Эта проблема политико-социальная и социально-психологическая.
Интегрируемые общества – такие общества, между которыми возникает практическая солидарность.
"Отсутствие дискриминации в торговле – не интеграция; это интеграция национальных хозяйств и рынков" (Маршаль, территориальная интеграция).
Главная идея: подлинная интеграция, где на основе принципа солидарности, где происходит полезное для всех стран-участниц взаимное проникновение национальных хозяйств. Этого можно достичь неизбежным изменением структуры.
Концепция интеграции Ф. Перру
Ф. Перру: "надо критиковать предшествующие школы за необходимость признать урегулирование торговли". Тезис: противоречия между интеграцией рынка – это миф, который создаётся для капитализма. В действительности нет конкуренции и внешний товарооборот происходит не между национальными рынками, а структурно реализуемыми пространственными объектами, т.е. саморегулирующегося рынка нет, а есть целенаправленная деятельность по созданию "полюсов развития".
Ф. Перру принадлежит "концепция полюсов роста". Суть: есть активные отрасли и экономические единицы, стимулирующие развитие, и пассивные, не оказывающие влияние на среду. Активные: ядерная энергетика, производство пластмассы, химия, машиностроение. Пассивные: текстильная промышленность, добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйства. Таким образом, весь хозяйственный механизм состоит из движущихся и движимых единиц, чтобы добиться благоприятных преобразований в регионе, надо повысить число активных единиц и их напор, и это придаст динамику пассивным единицам. Главный инициатор роста: монополистическая корпорация.
Полюса развития – индуцирующая росту единица в совокупности с окружающей средой. Но эти полюса не изолируют острова в хозяйстве, они оказывают взаимное притяжение и устанавливают связи между собой. Так возникают зоны развития в результате эффекта индукции, а объединение полюсов развивается в одной системе, создаются оси развития.
Ось развития – система полюсов развития, возникновению которых препятствуют физические и нефизические зоны коммуникации. Если к полюсам добавить ось развития, то получается сложная система и формируются регионы.
Каждый полюс интеграции – есть полюс развития, а наоборот – нет, потому что интеграционная зона есть тогда, когда есть сеть центрального потока информации, связывающая более чем одну страну. По мере развития полюсов должны создаваться различные агентства и межправительственные организации, ведущие к политической интеграции.
30. Политическая региональная интеграция: школа федерализма.
Школа федерализма возникла в США и Западной Европе в середине XX века. Основной постулат: правильно организованная система власти, способная обеспечить безопасность и мир в странах, объединившихся в федерацию. И рационально сочетает их самобытность с чёткой системой управления и отношения.
Школа делится на классический федерализм и неофедерализм. Классический федерализм исходит из принципов конституционализма и разделения властей.
Страны пришли к выводу, что местные власти должны передавать часть суверенных прав новой национальной власти. При этом устанавливается уравновешенное разделение между новой и местной властью. Этот переход – единственный шаг в региональной интеграции. Главный шаг – изменение конституции. Причина: осознание правящей элиты того, что федеральная власть способна лучше обеспечить их федеральные интересы, чем система стран.
Критерий интегрированности – не развитие тех или иных её признаков, а сам факт наднациональной суверенной политической системы. Главный критерий – формально-правовой акт.
Региональная интеграция – процесс федерализации политического сообщества, в ходе которого создаются политические организации, позволяющие вырабатывать совместные решения. Конечный продукт интеграции – политическое сообщество.
Теория политической интеграции Аметана Этциони
Главный представитель коммуникационной школы. Не предаёт решающего значения конституционному скачку. По Этциони политическое сообщество – одновременно государство, политико-экономическое объединение и центр идентификации. Это проявляется в том, что сообщество обладает эффективным контролем над средством насилия, имеет центр принятых решений, оказывающих влияние на размещение и перераспределение ресурсов всего сообщества. Является доминирующим сообществом политической идентификации для большинства граждан.
Региональная интеграция – процесс, в котором политические институты играют важную роль, но их создание не является самоцелью. Есть некие независимые переменные, которые обуславливают необходимость перехода национальных государств над национальной суверенной федеральной системой.
Этциони выделяет 2 стадии региональной интеграции:
♣ Стадия взлёта, вызванная действием объективных факторов
♣ Стадия хозяйствования, стабилизация над системой. Обхват сектора и степень интегрированности каждого сектора.
От этого зависит равновесие. Признавая объективные условия интегрированности как основу, политическая элита путём выработки решения.
Неофункционализм
60-е гг. XX века. Представители: э. Хаас, Ф. Шмиттер, Р. Кайзер, Л. Линдбург, Джеймс Капоразо, Д. Най. Они дали более уточнённую трактовку взаимосвязи экономических и политических факторов интеграции путём введения в схему процесса интегральных дополнительных факторов из области социальных и политических. Подчёркивают значение не только прямых, но и обратных связей между политикой и экономикой.
Неофункционалисты тоже признают исходную роль экономики. Но политику рассматривают не как нечто однородное, а как сложную систему мероприятий различного характера.
Хаас делит всю совокупность политических акций на 2 категории:
✔ Низкую (малую)
Включает прагматические цели, такие как экономический рост, повышение благосостояния и т.д.
✔ Высокую политику.
Включает в себя внешнеполитическую стратегию (амбиции и престиж страны).
Общество всё более становится прагматичным, и люди отдают предпочтение 1 политике и готовы к компромиссам высокой политики. Это относится и к процессу интеграции. Наднациональные институты складываются на прагматической основе.
Хаас: пришествие наднационального означает победу экономики над политикой, но экономика обуславливает интеграцию не непосредственно, а через действие политических сил (партии, правительство).
Таким образом, Неофункционалисты восстанавливают роль политического фактора в интеграции, и, в частности, Хаас даёт такое определение интеграции:
Политическая интеграция – процесс, посредством которого политические деятели, находящиеся в разных национальных условиях, склоняются к перемещению своей лояльности и действий в направлении наднациональных центров.
Более широко определяется возрастание у Линдберга: " сущность политической интеграции – создание полных институтов, которым делегируется право принятия решений или они принимаются совместно с национальными правительствами. Интеграция – постепенный процесс, намного сложнее технической самодетерминированности, т.к. экономическое сотрудничество перерастает в политическое".
Хаас+Шмиттер: " Интеграция – процесс постепенной политизации преследуемых участниками целей, которые первоначально считались техническими. Политизация означает, что в ответ на просчёт и разочарование в первичных целях участники соглашаются расширить средства для достижения этих целей (передать часть национальной автономии в ведение наднациональных центров).
Они вводят важнейшее понятие механизма интеграции – " эффект перелива " – процесс превращения новых полномочий и задач к центральной институционной структуре. Капоразо: "эффект перелива" проявляется в 3 вариантах:
✔ Эффект обобщения успехов состоит в том, что успешный опыт интеграции в какой-либо области вызывает желание распределения его на другие области (например, ЕС).
✔ Эффект подражания, когда успех 1 группы стран на пути интеграции побуждает другие группы последовать их примеру (тоже ЕС).
✔ Эффект фрустрации. Имеет место тогда, когда провал попыток интеграции в одной сфере служит движущим мотивом для расширения интегральных методов в другой сфере. А этого можно добиться лишь путём взятия на себя дополнительных обязательств.
Во всех 3 случаях перелива есть сознательная, целенаправленная деятельность участников процесса, т.е. правящие верхушки стран.
Конечный продукт политической интеграции – новое "политическое сообщество" (Хаас) накладывается на общество существующее до него. Это региональный двойник национального государства. Это сообщество может быть в 3 формах:
Региональное государство
Региональное общество
Ассиметричная региональная надстройка
Различия между ними в распределении властей.
В региональном государстве политическая власть находится в центре и признаётся всеми её гражданами.
В региональном обществе нет единого центра, власть рассредоточена между разными институтами, принимающими решения.
В 3-ем власть, изъятая у ранее существующих институтов, ассиметрично распределяется между разными центрами, ни один из которых не доминирует. При этом для достижения одних целей отдельные элементы структуры могут объединяться, а для достижения других – оставаться независимыми (по Хаасу).