Вопросы к экзамену по дисциплине «Логопедия»
Семестр
1. Алалия. Понятие о речевом нарушении. Этиология, механизм и структура речевого дефекта.
2. Специфика логопедического обследования детей с моторной алалией.
3. Основные направления, методы и приемы логопедической работы по преодолению моторной алалии.
4. Специфика логопедического обследования детей с сенсорной алалией.
5. Основные направления, методы и приемы логопедической работы по преодолению сенсорной алалии.
6. Понятие об общем недоразвитии речи (ОНР). Характеристика уровней речевого развития при ОНР.
7. Психологический статус дошкольника с общим недоразвитием речи.
8. Основные методы и приемы логопедического обследования детей с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
9. Основные направления логопедической работы по преодолению ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
10. Понятие о слоговой структуре слова. Основные типы нарушений слоговой структуры слова.
11. Логопедические приемы обследования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
|
|
12. Организация и содержание логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
13. Понятие о словарном запасе. Особенности словарного запаса детей с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
14. Логопедические приемы обследования пассивного и активного словарного запаса у дошкольников с ОНР.
15. Организация и содержание логопедической работы по обогащению словарного запаса дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
16. Понятие о грамматической стороне речи. Особенности грамматической стороны речи детей с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
17. Логопедические приемы обследования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
18. Организация и содержание логопедической работы по развитию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
19. Понятие о структуре предложения. Основные типы нарушений фразовой речи.
20. Логопедические приемы обследования фразовой речи у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
21. Организация и содержание логопедической работы по обучению построению предложений у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
22. Понятие о связной речи. Виды связной речи.
23. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
24. Логопедические приемы обследования связной речи у дошкольников с ОНР в зависимости от уровня речевого развития.
|
|
25. Анализ методик по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
26. Организация обучения и воспитания детей с ОНР в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ. Анализ программы «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чиркиной (2008, 2013).
27. Афазия. Понятие о речевом нарушении. Этиология, механизм и структура речевого дефекта.
28. Специфика логопедического обследования лиц с афазией.
29. Основные направления, методы и приемы логопедической работы по преодолению афазии.
30. Заикание. Понятие о речевом нарушении. Этиология, механизм и структура речевого дефекта.
31. Специфика логопедического обследования детей с заиканием.
32. Основные направления, методы и приемы логопедической работы по преодолению заикания.
33. Анализ методик логопедической работы по преодолению заикания у дошкольников.
34. Организация обучения и воспитания детей с заиканием в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ. Анализ программы «Логопедическая работа с заикающимися детьми» С.А. Мироновой, 208.
35. Дисграфия. Понятие о речевом нарушении. Этиология, механизм и структура речевого дефекта. Классификации дисграфии.
36. Специфика логопедического обследования детей с дисграфией.
37. Основные направления, методы и приемы логопедической работы по профилактике дисграфии у детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
38. Технологии логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников.
39. Дислексия. Понятие о речевом нарушении. Этиология, механизм и структура речевого дефекта. Классификации дислексии.
40. Специфика логопедического обследования детей с дислексией.
41. Основные направления, методы и приемы логопедической работы по профилактике дислексии у детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
42. Технологии логопедической работы по преодолению дислексии у младших школьников.
43. Причины, механизмы и классификации нарушений темпа речи (брадилалия, тахилалия, полтерн).
44. Специфика логопедического обследования детей с нарушениями темпа речи (брадилалия, тахилалия, полтерн).
45. Технологии логопедической работы по устранению нарушений темпа речи (брадилалия, тахилалия, полтерн).
46. Причины, механизмы и классификация нарушений голоса (дисфония, афония, ринофония).
47. Специфика логопедического обследования детей с нарушениями голоса (дисфония, афония, ринофония).
48. Технологии логопедической работы по восстановлению голоса у детей в зависимости от этиологии и механизма нарушений.
49. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в ДОУ.
50. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
51. Совместная деятельность учителя-логопеда с профильными педагогами ДОУ.
52. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями.
53. Современные подходы к организации логопедической помощи в России.
54. Инновационные технологии логопедической работы с детьми с нарушениями речи (БАК (биоакустическая коррекция), ТКМП (транскраниальная микрополяризация), ТВМП (трансвертебральная микрополяризация), БОС (комплексы биологической обратной связи), Томатис-терапия (методика аудио тренировок), зоотерапия и другие).
55. Основные направления логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
56. Организация работы и должностные обязанности учителя-логопеда.
57. Документация учителя-логопеда.
58. Оборудование логопедического кабинета.
Практические задания для экзамена по дисциплине «Логопедия»
1. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звуки [c], [з] у детей дошкольного возраста с ФН.
|
|
2. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звук [ц] у детей дошкольного возраста с ФН.
3. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков [c] – [ш], [з] – [ж] для детей дошкольного возраста с ФФН.
4. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков [ц] – [т] для детей дошкольного возраста с ФФН.
5. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звуки [ш], [ж], [щ] у детей дошкольного возраста с ФН.
6. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звук [ч] у детей дошкольного возраста с ФН.
7. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков [ш] – [с], [ж] – [з], [щ] – [сь] для детей дошкольного возраста с ФФН.
8. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков [ч] – [ть] для детей дошкольного возраста с ФФН.
9. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звуки [л], [ль] у детей дошкольного возраста с ФН.
10. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков: [л] – [р], [ль] – [рь] детьми дошкольного возраста с ФФН.
11. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звуки [р], [рь] у детей дошкольного возраста с ФН.
12. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков: [р] – [л], [рь] – [ль] детьми дошкольного возраста с ФФН.
13. Расскажите алгоритм логопедической работы по формированию умений правильно произносить звуки [й] у детей дошкольного возраста с ФН.
14. Опишите технологии логопедической работы по дифференциации звуков: [й] – [зь], [й] – [ль] детьми дошкольного возраста с ФФН.
15. Опишите технологии логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР (I).
16. Опишите технологии логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР (II).
|
|
17. Опишите технологии логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР (III).
18. Опишите технологии логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР (IV).
19. Опишите технологии логопедической работы по формированию умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в числе, роде, падеже.
20. Опишите технологии логопедической работы по формированию умений согласовывать местоимения с именами существительными, глаголами в числе, роде, падеже.
21. Опишите технологии логопедической работы по формированию умений строить простые распространенные предложения у детей дошкольного возраста с ОНР (I) и с ОНР (II).
22. Опишите технологии логопедической работы по формированию умений строить простые распространенные предложения у детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
23. Опишите технологии логопедической работы по формированию умений строить сложноподчиненные предложения у детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
24. Опишите технологии логопедической работы по формированию умений строить сложносочиненные предложения у детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
25. Опишите технологии логопедической работы по обучению составлению пересказов повествовательных рассказов детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
26. Опишите технологии логопедической работы по обучению составлению пересказов описательных рассказов детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
27. Опишите технологии логопедической работы по обучению составлению повествовательных рассказов детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
28. Опишите технологии логопедической работы по обучению составлению описательных рассказов детей дошкольного возраста с ОНР (III) и с ОНР (IV).
29. Опишите формы взаимодействия учителя-логопеда и профильных педагогов в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи в условиях ДОУ.