Так стучит моё сердце

 

Начало 2000-х…

Соловки поразили сразу же. В самое сердце. Природа — холодная, северная и… не родная. Хотя я север очень люблю, пожить там почему-то не тянуло. Такое впечатление, что в зону особого внимания попала.

В память врезалось пение в Спасо-Преображенском храме. Когда хор поёт «Господи, помилуй!», полное ощущение стука человеческого сердца, с которым и твое начинает стучать одинаково. На праздничном всенощном бдении, которое возглавлял архимандрит Иосиф, было ощущение особого посещения Божия в этой тихой обители. И потом: я заметила, что служба настолько эмоционально сложна (не только на Соловках, а вообще в православных храмах), что складывается впечатление прожитой жизни. Если проследить службу поэтапно, то это действительно так: в ней есть рождение, служение, грехопадение, смерть, Страшный Суд Господень, воскресение, рай… Всенощное бдение было долгим, степенным и тихим. И ещё умиротворяющим — забылось все: тяжелая дорога по воде с ужасной качкой, выматывающее душевное неустройство, проблемы. Вот есть Бог и твоя душа. И молящиеся вокруг. И все мы соборны.

Эти радости абсолютно не означают, что когда я посещаю богослужения в Петрозаводске, они меня не вдохновляют. Шум и страсти не где-то там, а у тебя внутри, поэтому как помолишься, так и литургию простоишь. Тяжелее в том плане, что в монастыре благодать даровалась за так и сколько хочешь, а здесь — за труд. Большей частью. Я на эти темы предпочитаю не распространяться, потому что: где мозги мои куцые, а где благодать! Раньше искушения мрачные были. На праздник заходишь куда-нибудь в Екатерининку или в Невского, и бес начинает разводить, что пение, как в опере, многоголосие тяжеловесное, хоры какие-то непонятные — барокко… Я потом в этом покаялась и переключилась с формы на смысл. И всё. То есть эстетические пристрастия не должны превалировать над целью богослужения.

Иеромонах N., у которого мы исповедовались, сказал проповедь об усталости. «От чего мы устаём? От рабства греху. А здесь, в обители, мы отдыхаем — как раз от этого рабства». То есть как у старца Паисия Святогорца: когда мы со-работаем Богу, то не утомляемся; когда работаем во имя себя, устаем люто. Очень жизненное замечание.

А по поводу рабства греху мне такие мысли на ум пришли. Вот говорят — «апостасия», «мир находится в апостасии». И рисуют ужасные картины глобализма, электронного концлагеря, тотальной пластиковой цивилизации. А ведь у апостасии есть ещё одно направление, которое касается не мира «далекого, безбожного, опошлившегося» (от чего ему, кстати, отступать, если он никогда и не приступал?), а нас, людей, принявших крещение в Православной Церкви. Особенно, когда мы живем ТАК, КАК БУДТО НЕ БЫЛО ХРИСТА. Как будто Бог в последний раз обратился к людям через Моисея, дав ему скрижали Завета. Меня к этим рассуждениям подтолкнули книги архимандрита Рафаила (Карелина) и иеромонаха Пантелеимона (Ледина). Строгие такие книги, «дискуссионные» — то есть ругают их часто. Обычно за то, что в лоб описывают болячки современных христиан: телевизор суть бесовская уловка; время, потраченное не на спасение — потрачено на грех; «духовного» театра не бывает; путь христианина — путь скорбей; мы должны каждый день готовиться к смерти. Это непопулярные воззрения. Особенно одно: вера не терпит компромиссов, нельзя искать согласия между Христом и диаволом. При этом самое главное, что эти взгляды основаны на Священном Писании и Священном Предании. И никаких там вольных авторских трактовок я не отыскала.

У кого-то недавно прочла об общей расхлябанности. Раньше христианину говорили: с д е л а й в и д, что ты положил на алтарь языческому божеству кусочек ладана. А ему это дико было, и шёл он на мученическую смерть. (То есть человек даже иллюзии греха не допускал, лучше смерть.) Нам даже «делать вида» уже как двадцать лет не надо. Церковь открыта, службы идут. А мы все: «Безгрешен, батюшка. Если и есть любовница, то у соседа — две. А если и побил кого, так за дело».

Когда читаешь о кознях бесовских у иеромонаха Пантелеимона — а он не сказки пишет, то возникает вопрос: чем мы отличаемся от ветхозаветного общества? На занятиях по «Закону Божиему» нам батюшка как говорил? «Чудовищные факты Ветхого Заветы свидетельствуют об ужасном состоянии общества того времени. Дабы евреи не уподобились окружающим их язычникам и побороли в себе грехи, Бог дает Моисею 10 заповедей». Или же: Господь Иисус Христос во время Своего земного служения сталкивался с тем, что кругом бродили тысячи бесноватых, лунатиков, сумасшедших, расслабленных. Бедным людям нечем было обороняться от бесов, кроме праведной жизни: Христос ещё не приходил, не был распят, не воскресал, не устанавливал Церковь, не было таинств. Сейчас картина, похоже, не лучше. Распространяться смысла нет — «ведь не в углу всё происходит». Единственную характерную фразу могу привести, почерпнутую из Петрония: «Сегодня на дорогах Рима проще встретить бога, чем человека». Потому что бог есть я. Вот такая вот апостасия.

Мне повезло — нам с подругой удалось поклониться мощам прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Мы, конечно, молились об этом. Поэтому и попали. Мощи находились в Богоявленской надвратной церкви. Их готовили к переносу в Спасо-Преображенский храм по случаю празднования памяти Соловецких чудотворцев. Мы в церковь пришли, а она закрыта на замок. Постояли, подождали. Пришла свечница, выслушала нас и сказала: «Так, проходите, только быстро!». В общем, открыла она нам церковь. Мы далеко не спешно — а она нас и не поторапливала — помолились, поклонились, свечи поставили и пошли, радостные, восвояси. А она опять всё закрыла. Чудо такое! Но туристов, кстати, мощи не очень волновали, поэтому они не расстроились.

Не знаю, многое из памяти стирается, а в душе остаётся. Так вот и Соловки с моей душой резонируют.

СОЛОВЕЦКИЙ ХОР

Господи, помилуй!

 

Сорок мерных ударов, перетекающих в вечность.

Время рассыпалось в тлеющий прах,

Расползаясь по поперечине

Древа Голгофского...

 

Мерный стук в пении хора.

Так стучит мое сердце, летящее из притвора

Навстречу клиросным звукам.

 

Как бы хотелось отсюда

Взять собой это пение — в суетный мир,

Освятить его северным чудом...

 

PR-МЕНЕДЖМЕНТ

 ПРЕПОДОБНОГО ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО

 

Вы знаете, как трудно раскрутиться в безразмерном информационном пространстве? Нет, вам сложно это представить. Люди ночей не спят, составляют дерзкие многоходовые планы, читают книги, ходят на всякие мотивационные тренинги, вкладывают личные сбережения, улыбаются тому, в кого с удовольствием плюнули бы, строчат километрами, постят гигобайтами и… Случается, что бестолку. И тогда они вздыхают: «Конечно, пробейся тут! Бабки нужны, связи, ресурсы…»

Святой Елеазар Анзерский во время оно уединился в скиту, в труднодоступном месте на почти недосягаемых Соловецких островах. «И слава о его духовной мудрости и силе его молитв дошла до Москвы. Царь Михаил Федорович Романов вызвал Елеазара Анзерского в столицу и просил молиться о рождении наследника престола». Вот ведь как бывает, даже без отлаженного PR- или GR-менеджмента! Из-под коряг соловецких извлекут без помощи GPS и не дадут спокойной жизни. Почему? А потому, что сила молитвы значит куда больше «силы» словоблудия, а духовная жизнь открывает перед тобой просторы беспредельные, по которым тебя водит Сам Господь.

Также преподобный Елеазар был известен тем, что носил вериги, приковывал себя к стулу цепями, дабы победить в себе порочные страсти и при этом резал из дерева поделки, которые продавал, а деньги вкладывал… Нет, не в рекламу Соловецкого монастыря, а в сирых, убогих и нищих. И таким образом, Господь нам показывает, как беспомощный в глазах мира сего (на что там способен монах в рубище?) может стать неоценимым помощником. С Его помощью.

Поэтому, когда в следующий раз на вас нахлынут малодушные мысли мол, «а чего я могу… а где взять … а почему не…», — с радостью вспоминайте подвиги преподобного Елеазара Анзерского и голосите от души: «Святый угодниче Божий Елеазаре, моли Бога о нас!»

Он услышит. И Бог поможет!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: