План
1. Сущность, функции, позитивные и негативные черты рынка
2. Структура рынка
3.Сущность, функции и виды инфраструктуры рынка
4. Спрос, предложение и их факторы
1.Сущность, функции, позитивные и негативные черты рынка
Рынок - это система отношений товарного и денежного обращения. Субъектами рынка выступают с одной стороны производители (продавцы), а, с другой потребители (покупатели).
Субъектами рынка выступают домохозяйства, фирмы, государство как национальной, так и зарубежной экономики. Объектами рыночных отношений являются товары и деньги.
Объективной основой рынка является существование товарного производства, для которого в свою очередь, характерно наличие высокого уровня общественного разделения труда и экономическое обособление производителей.
Условия функционирования рынка следующие: разделение труда и специализация; достаточная емкость рынка (платежеспособный спрос); способность цен динамично изменяться под воздействием спроса и предложения; свободный обмен товарами и услугами; конкуренция между товаропроизводителями; развитая кредитно-денежная система.
|
|
Основные функции рынка:
- регулирующая - регулирует производство товаров и услуг;
-контролирующая - определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на их изготовление труда;
-информационная - информирует о состоянии дел в хозяйственной жизни; посредническая;
-санирующая;
-ценообразующая.
Преимущества (позитивные черты) рынка:
1) эффективное распределение экономических ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг;
2) возможность функционирования при наличии ограниченной информации;
3) гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
4) оптимальное использование результатов НТР, умение предпринимателей идти на риск;
5) свобода действий потребителей и предпринимателей;
6) способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.
Недостатки (негативные черты) рынка:
1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
3) не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления;
4) не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
5) не обеспечивает фундаментальных исследований;
6) подвержен нестабильному развитию;
7) ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Структура рынка
Рынок как системное экономическое явление характеризуется специфической структурой. Структура, в свою очередь определяется в соответствии с тем или иным критерием выделения отдельных его элементов.
|
|
В экономической теории выделяют следующие виды структур.
По территориальному признаку выделяют местный или локальный рынок, национальный или внутренний рынок и мировой или внешний.
Локальный или местный рынок - это взаимоотношения продавцов и покупателей в границах территории, определяемой экономической целесообразностью доставки товара. Примеры: рынок печеного хлеба, парного молока, цветов, зелени, жилищно-коммунальных услуг и т.п.
Национальный рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей, при котором товар экономически целесообразно перемещать по территории страны, т.к. за время перевозки не ухудшаются его потребительские свойства, а затраты на перевозку могут быть возмещены ценой товара. Примеры: рынок металлов, машин, стройматериалов и т.п.
Мировой рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей товара, который экономически целесообразно перемещать по различным странам, в силу их отсутствия или же различной производительности при их производстве. Пример: рынок топливно-энергетических ресурсов, минерального сырья, драгоценных металлов и т.п.
Наиболее глубинный структурообразующий фактор - экономическое назначение объектов рыночных отношений. С данной точки зрения выделяют следующие виды рынков:
1. рынок средств производства. Его особенности: на нем меньше покупателей, они крупнее и сконцентрированы географически, спрос на средства производства определяется спросом на соответствующих предметы потребления, торговые операции осуществляются в основном посредством биржевой торговли.
2. рынок потребительских товаров и услуг для личного потребления. Его особенности: значительное влияние культурных, этнических, религиозных, географических и иных социальных факторов. Учет факторов личного порядка: возраст, экономическое положение, профессия и т.п. Большое влияние психологических факторов: мотивация, величина потребления, знание полезности и т.п.
3. рынок рабочей силы или рынок труда. Продажа рабочей силы осуществляется в форме найма на работу и сопровождается заключением договора.
4. рынок капитала, валютный рынок и рынок золота. Рынок капитала выступает в виде рынка ссудного капитала. На рыке валютном осуществляются операции по покупке, продаже или обмену валюты и платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы). Параллельно с валютным рынком функционирует рынок золота.
В зависимости от возможности отдельных производителей влиять на рыночные цены выделяют:
- рынок совершенной конкуренции, на котором один продавец или покупатель не могут существенно влиять на цену, и рынки несовершенной конкуренции, где имеется возможность воздействовать на уровень цены;
- рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь, разграничивается на рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами;
- рынок совершенной конкуренции характеризуется множеством покупателей и множеством продавцов. На нем продаются стандартизированные товары, вход на рынок свободен для каждого продавца и действует принцип подстраивания под сложившуюся цену;
- рынок, на котором действует несколько фирм и вступление в который новых фирм затруднено, называется олигополией. Производители могут сотрудничать или конкурировать;
- рынок, на котором действует много фирм и проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар или услуга дифференцированы по качеству, оформлению называется рынком монополистической конкуренции. На таком рынке каждая фирма предлагает особую марку или вариант товара, отличный от других товаров данного вида;
|
|
- рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей называется чистой монополией. Продукт, предлагаемый монополистом не имеет близких заменителей, а вступление в отрасль других производителей заблокировано.
Теоретически модель чистого монопольного рынка условна, ибо ей также присущи некоторые формы конкуренции: потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей; конкуренция нововведений, связанная с совершенствованием качества товаров и технологии его производства. Такие новшества могут быть получены любыми исследовательскими или производственными фирмами; конкуренция товаров-заменителей, способных снизить спрос на товары, производимые данной монополией; конкуренция импортных товаров в условиях возможности проникновения на рынок товаров зарубежного производства.
Рынок, имеющий только одного покупателя и множество продавцов называется монополист. Рынок, на котором единственному продавцу противостоит единственный покупатель, т.е. монополисту противостоит монополист называется двусторонней монополией.
Состояние дел на каждом рынке характеризуется таким понятием как конъюнктура. Конъюнктура - это совокупность условий и обстоятельств, воздействующих на ход осуществления и результаты функционирования рынка.