Рынок состоит из тех, кто ведет свой бизнес и тех, кто приобретает продукты производства. Его постоянное функционирование предполагает наличие ряда организаций, которые обеспечивают постоянное движение товаров, денег и рабочей силы.
Слово инфраструктура означает основу, фундамент (лат. инфра - ниже, под и структура). Инфраструктура заполняет широкое пространство между производством и потреблением. Поэтому сущность инфраструктуры рынка можно определить следующим образом: совокупность учреждений, предприятий и организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие между субъектами рынка.
Элементы инфраструктуры рынка: предприятия розничной и оптовой торговли; кредитная система и коммерческие банки; аукционы, ярмарки и другие формы внебиржевого посредничества; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования; рекламные агентства; таможенная служба; система регулирования занятости населения.
Функции рыночной инфраструктуры:
- сбор и распространение информации о конъюнктуре рынка;
- упорядочение торговли и разрешение торговых противоречий;
- осуществление государственного и общественного регулирования рыночных отношений.
Виды рыночной инфраструктуры:
общая, т.е. обслуживающая всю экономическую систему (денежная, финансовая, кредитная, налоговая) и специализированная, т.е. обслуживающая отдельные виды рынков.
Основным элементом рынка выступает биржа. Под биржей понимают крупный торговый центр или непосредственно сами торги.
Биржа - это посредническая организация, соединяющая продавцов и покупателей и получающая вознаграждение в виде определенного процента от стоимости продаж.
Первая товарная биржа была создана в Антверпене в 1531 году.
Организационное строение биржи: информационно-справочный комитет; котировальный; регистрационный; маклериат; арбитраж; расчетную палату.
Структура биржи не является жесткой.
Классификация бирж: а) открытые и закрытые; б) универсальные и специализированные; в) частные и государственные.
Функции биржи: посредническая; определение стандартов биржевых товаров; разработка типовых контрактов; информационная.
Виды операций: а) на реальный товар; и б) фьючерсные сделки.
Сделки на реальный товар могут быть с немедленной поставкой (не более двух недель) или с обязательной поставкой товара в будущем - форвардные сделки.
Фьючерсные сделки - это сделки по фьючерсным контрактам - соглашения между покупателями и продавцами о поставке товаров в будущем по согласованной в настоящее время цене.