Жизнедеятельности» в 2020-2021 учебном году

О преподавании «Основы безопасности и жизнедеятельности»

 в 2020– 2021 учебном году

Нормативно-правовые документы

Преподавание учебного предмета «Основы безопасности и жизнедеятельности» в 2020–2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).

4. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для

образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ  (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

10. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями, от 18.05.2020 №249).

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 № 699

«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных

пособий, которые допускаются к допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты

прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН

2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).

13. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от

05.11.2015 № 5758 «Об утверждении порядка организации индивидуального

отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями);

14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических

правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».

Концепции:

Концепции, утвержденные протоколом заседания коллегии Министер-

ства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 года:

1. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

На основании следующих инструктивных и методических материалов:

1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/5).

http://fgosreestr.ru/.

2. Примерная основная образовательная программа среднего общего

образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).

Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности» в 2020-2021 учебном году.

Разъяснения по КОНЦЕПЦИИ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной на Федеральном уровне 30 декабря 2018 года была принята концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Концепция разработана Министерством просвещения совместно с Министерством МЧС России.

Целью настоящей концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности,

общества и государства, государственным заказом, потребностями населения

и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение

знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом.

В 2020-2021 учебном году в преподавании «Основы безопасности жизнедеятельности обращаем внимание на следующие особенности освоение

учебного предмета с учетом принятой концепции учебного предмета на уровне основного общего образования должно обеспечивать:

понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения;

предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий;

усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,

включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности;

выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать  различные реальные ситуации повседневности;

реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков;

корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы.

Основными направлениями реализации концепции на уровне основного общего образования являются:

-реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования;

-внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся;

-безопасность во время пребывания в различных средах – «правила пребывания в различных средах → риски и действия по их снижению во время пребывания в различных средах → действия в условиях опасностей в различных средах»;

- здоровый образ жизни – «значение для человека здорового образа жизни →

правила здорового образа жизни и их соблюдение → экологическая безопас-

ность»;

- первая помощь пострадавшим – «принципы и общий порядок оказания первой помощи пострадавшим → приемы и правила оказания первой помощи пострадавшим при состояниях, угрожающих их жизни и здоровью»;

- основы комплексной безопасности населения Российской Федерации – «правовые основы обеспечения комплексной безопасности → организация комплексной защиты населения → основные мероприятия комплексной защиты населения»;

- использование приема организации учебного материала по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия;

улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи

и каналы; объекты и учреждения культуры;

- использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность;

- внедрение в преподавание учебного предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности» современных форм обучения;

- использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность;

- внедрение в преподавание учебного предмета современных форм элек-

тронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: исполь-

зование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно

быть разумным.

Цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.

В 2020-2021 учебном году продолжается работа по реализации Феде-

рального государственного образовательного стандарта основного общего

образования (далее - ФГОС ООО) и переход на Федеральный государствен-

ный образовательный стандарт среднего общего образования (далее ФГОС

СОО) и реализация программ Федерального компонента государственного

образовательного стандарта (далее - ФКГОС).

Владение универсальным набором учебных действий даст школьникам возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Преподаватель должен привить учащимся умения выполнять универсальные

учебные действия, составляющие основу умения учиться, и сформировать у

детей мотивацию к обучению.

Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения. Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «География», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является формирование у школьников культуры безопасного поведения на дорогах, объектах железнодорожного транспорта. В рамках ОБЖ образовательный процесс должен иметь практическую направленность применительно к сфере дорожного движения.

С целью формирования у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности рекомендуется в начальных классах обеспечить реализацию программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через учебные предметы и курсы внеурочной деятельности.

В пояснительной записке учебного плана для классов, в которых основы безопасности жизнедеятельности не преподаются как отдельный учебный предмет, рекомендуется прописать конкретно, через какие учебные предметы

и кружки внеурочной деятельности реализуются программы "Формирование

культуры здорового и безопасного образа жизни" (I-IV классы) и "Воспита-

ние и социализация" (V-VII классы).

На уровне основного образования в рамках учебных предметов и курсов внеурочной деятельности обеспечить реализацию программы воспитания

и социализации, формирование культуры здорового и безопасного образа

жизни обучающихся.

В пояснительной записке учебного плана для классов, в которых основы безопасности жизнедеятельности не преподаются как отдельный учебный

предмет, рекомендуется прописать конкретно, через какие учебные предметы

и кружки внеурочной деятельности реализуются программы "Формирование

культуры здорового и безопасного образа жизни" (I-IV классы) и "Воспита-

ние и социализация" (V-VII классы).

Обращаем внимание преподавателей-организаторов ОБЖ, что предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (осуществляется в добровольном порядке для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек», авторы А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов).

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172

«О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и

обороне» ГТО» преподаватели-организаторы ОБЖ совместно с учителями

физической культуры организуют внеурочную деятельность для подготовки

к тестовому испытанию «Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия в стрелковом (пневматическом) или электронном лазерном тире» в специально оборудованном месте.

  Освоение обучающимися ФГОС ООО

С учетом общих требований ФГОС ООО, изучение учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

- освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

- понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей граждан-

ского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

- понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

- понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,

в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

- освоение умений использовать различные источники информации и

коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

- освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

- освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

- воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,

общества и государства посредством осознания значимости безопасного по

ведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и со

циального характера,

- убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни,

- антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции,

нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни

человека.

При планировании учебно-методической работы, составлении рабочей программы и календарно-тематических планов необходимо опираться

на нормативно-правовые и распорядительные документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: